Как идет строительство ВСМ в России
Запуск высокоскоростного транспорта может существенно изменить структуру пассажирского и транспортного потока в стране
Строительство сети высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России стало одной из ключевых тем обсуждений прошедшего 15–20 ноября в Москве форума «Транспортная неделя».
Вице-премьер Виталий Савельев в ходе форума отметил, что страна выходит на новый технологический уровень, реализуя проект строительства ВСМ за счет собственных технологий и компонентов. «Мы вступили в «высшую лигу» развития ВСМ. Поезд строится из отечественных компонентов – это технологический прорыв и суверенитет», – отметил он.
Сейчас идет строительство первой в стране ВСМ – между Москвой и Санкт-Петербургом. Ожидается, что она будет запущена в 2028 г. И это только начало: к 2045 г. сеть таких дорог из столицы пройдет в Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург, в Адлер, в Минск и в Рязань. Их общая протяженность превысит 4500 км.
Какие компании вовлечены в национальный проект и как с появлением ВСМ изменится структура пассажиропотока в России – в материале «Ведомости. Аналитики».
Прошлое и будущее
Сооружение высокоскоростной магистрали из Москвы в Санкт-Петербург обсуждалось еще в СССР. В 1984 г. для этого направления был создан скоростной поезд «ЭР-200», разгонявшийся до 200 км/ч. В сентябре 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ о строительстве ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург. Однако созданное для этого в 1992 г. РАО «ВСМ» обанкротилось в 1998 г., реализовать дорогостоящий проект не удалось.
РЖД в 2006 г. подготовила программу развития высокоскоростного движения в России, которая предусматривала строительство сети ВСМ. В 2012 г. в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г. были приняты поправки, согласно которым предполагалось реализовать три пути: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань и Москва – Ростов-на-Дону – Адлер.
Президент России Владимир Путин в 2019 г. поручил начать строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. В 2021 г. она была внесена в схему территориального планирования в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения. Нацпроект «Эффективная транспортная система» был принят в 2024 г.
ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург пройдет по Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областям. На маршруте новой магистрали планируется 16 станций. Время в пути между городами сократится почти вдвое по сравнению с «Сапсанами» – 2 ч 15 мин.
Создание первой ВСМ предполагает строительство железнодорожной инфраструктуры и разработку нового высокоскоростного поезда, который сможет развивать скорость до 400 км/ч.
Генеральным подрядчиком на строительство ВСМ является РЖД. Производством поездов для ВСМ занимается завод «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара»). В начале сентября на нем был сварен первый шов кузова высокоскоростного поезда. В том же месяце РЖД сообщила о проведении испытаний элементов ходовой части будущего высокоскоростного поезда, а в Санкт-Петербурге началась сварка рельсов для магистрали.
Руководитель центра управления проектами завода «Уральские локомотивы» Григорий Голубев в июне этого года сообщал, что первые составы для ВСМ отправятся на испытания в июне 2027 г. Провести испытания планируется летом–осенью 2027 г. на тестовом участке ВСМ от Зеленограда до Твери. В 2028 г. запланировано получение сертификата соответствия, говорил ранее гендиректор РЖД Олег Белозеров. Савельев сообщал, что до 2030 г. предусмотрена поставка 43 высокоскоростных поездов.
Транспортный суверенитет
Россия первая в мире полностью обеспечит себя собственными технологиями для развития ВСМ, заявлял в ноябре этого года министр транспорта Андрей Никитин.
Он уточнял, что работы развернуты на всей протяженности маршрута ВСМ. В строительстве участвуют более 11 000 человек и почти 4 000 единиц техники, говорил в ноябре Савельев. Также идет работа над созданием поезда для ВСМ, где задействовано около 150 российских предприятий. «Это проект полноценного российского транспортного суверенитета», – отмечал Никитин.
ВСМ не будет иметь привычных шпал и верхнего слоя щебня, вместо этого – уникальная бетонно-рельсовая плита, которая будет выдерживать перепады температур от +50 до -50 градусов Цельсия, сообщал Савельев. Многие технические решения, которые применяются при строительстве транспортной инфраструктуры ВСМ, ранее в России не применялись, подчеркивал он.
Гендиректор РЖД Олег Белозеров в августе говорил, что поезд, создаваемый для ВСМ Москва – Санкт-Петербург, в будущем станет беспилотным.
Все технологические решения и материалы для строительства ВСМ отечественные, подчеркивает президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. «Строительство ВСМ меняет технологический уклад отечественной промышленности и формирует запрос для российской науки», – говорит он.
Как ВСМ изменит структуру пассажиро- и грузопотока
Опрошенные «Ведомости. Аналитикой» эксперты отмечают, что с запуском ВСМ привлекательность железнодорожного транспорта повысится, а структура пассажиропотока может измениться на 50%.
Согласно материалам РЖД, пассажиропоток ВСМ Москва – Санкт-Петербург составит около 23,3 млн человек в 2030 г. Планируется, что сеть высокоскоростных железных дорог в 2045 г. охватит 80% населения России.
С появлением ВСМ пассажиропоток железного транспорта должен возрасти, так как высокоскоростное движение привлечет новых пассажиров, говорит Иванкин. Пассажиропоток ВСМ зависит от частоты курсирования и стоимости проезда, отмечает эксперт. При оптимальном графике и стоимости только между Москвой и Санкт-Петербургом пассажиропоток составит более 25 млн пассажиров в год, считает он. Впрочем, в первый год работы ВСМ, по оценке эксперта, он составит около 10–11 млн пассажиров.
При этом развитие ВСМ будет стимулировать развитие скоростных перевозок в целом, продолжает Иванкин. После запуска ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом высвободится парк «Сапсанов», которые начнут курсировать по другим направлениям, что улучшит качество железнодорожных пассажирских перевозок, говорит эксперт.
ВСМ будет конкурировать с самолетами по времени в пути и уровню комфорта, отмечает эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. При этом поезда ВСМ будут прибывать на вокзалы в центре города, в отличие от аэропортов, расположенных за городом, обращает внимание он.
По оценке Баранова, создание сети ВСМ может существенно изменить структуру пассажиропотока в России. В будущем порядка 33–37% пассажиров пересядут на ВСМ с существующего железнодорожного транспорта, примерно 10–13% пассажиров – с автомобильного и воздушного транспорта, считает он.
Запуск высокоскоростного железнодорожного транспорта также позволит разгрузить существующие железнодорожные направления для грузовых составов. Например, только запуск ВСМ Москва – Санкт-Петербург позволит дополнительно ежегодно перевозить 30 млн т грузов, заявил на «Транспортной неделе» Белозеров. А реализация всех проектов ВСМ создаст возможность для дополнительных грузоперевозок в объеме более 100 млн т в год, уточнил он. Таким образом, строительство высокоскоростных магистралей позволит сэкономить порядка 700 млрд руб., которые не придется тратить на создание дополнительных железнодорожных путей для перевозки грузов, подчеркнул глава РЖД.