Москва инвестирует в скорость и безопасность

Почему растет популярность платных автомагистралей в столице и других регионах
Тимур Аникеев
Тимур Аникеев

Строительство автомобильных дорог по концессионным соглашениям – относительно свежий для России тренд, который активно набирает обороты. Новые скоростные высокотехнологичные трассы становятся продуктом, за который готовы регулярно платить все больше автомобилистов. А для городов механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяет значительно ускорить возведение дорожной инфраструктуры и снизить нагрузку на бюджет. О том, как планируется масштабировать сеть платных дорог в столице, почему они оказались востребованными и какие еще проекты реализуются в России – в материале «Ведомости. Аналитика».

Плата за скорость

Каждый год в Москве регистрируют в среднем 100 000 новых транспортных средств. По прогнозам столичного Дептранса, к 2030 г. общее число зарегистрированных автомобилей в городе может превысить девять млн. Для сохранения устойчивой безопасной логистики и комфорта водителей городу необходимы новые магистрали, оптимизирующие нагрузку на дорожную сеть. Поэтому город делает ставку на концессионные схемы развития инфраструктуры, включая автодорожную.

Первая платная магистраль внутри МКАД появилась меньше двух лет назад. Движение по проспекту Багратиона – долгожданному дублёру Кутузовского проспекта – запустили в сентябре 2023 г. Шестиполосная скоростная трасса длиной 22 км стала крупнейшим в Москве проектом государственно-частного партнерства . Общий объем инвестиций превысил 68 млрд руб. При этом все затраты на проектирование, возведение, техобслуживание и эксплуатацию легли на концессионера – АО «Новая концессионная компания». Согласно соглашению, инфраструктурный комплекс принадлежит Москве, а инвесторы, окупая вложения, имеют право взимать плату за проезд.

Жители и гости столицы получили современный быстрый альтернативный маршрут. По данным московских властей, благодаря проспекту Багратиона время пути от МКАД до «Москва-Сити» сократилось втрое – до 10–15 минут, а перепробег в среднем уменьшился на три км. Новая трасса заметно разгрузила крупные транспортные артерии. Трафик на прилегающих магистралях снизился в среднем на 8%, на внешней стороне МКАД – на 15%. По оценке городских властей, магистраль улучшила транспортное обслуживание 1,5 млн человек.

На трассе реализована безбарьерная система оплаты проезда «Свободный поток», не замедляющая движение автомобилей, – без шлагбаумов и пунктов взимания наличных. Его стоимость составляет 650 руб. по базовому тарифу и 450 руб. при оплате по транспондеру. Всего для обеспечения безопасности и мониторинга дорожной ситуации на проспекте Багратиона установлено около 100 камер.

Второй действующей платной скоростной магистралью в столице является Московский скоростной диаметр (МСД) – дорога протяженностью 68 км от трассы М-11 на севере города до трассы М-12 на востоке. МСД соединил 10 крупнейших вылетных магистралей и улучшил транспортную доступность 48 районов города, в которых проживает свыше 4,5 млн человек.

В отличие от проспекта Багратиона, при строительстве МСД концессионный механизм не задействовали. По сути, МСД является дублером уже существующих дорог: Садового кольца, ТТК, МКАД и других магистралей. С января 2023 года МСД – это уже платная трасса. Если бы изначально не были приняты меры по сокращению транзитного трафика (стоимость платного проезда для транзитных автомобилей составляет 950 руб.), то загруженность дороги уже сейчас достигала бы восьми‒девяти баллов на постоянной основе, потому что все автомобилисты бы предпочитали эту магистраль платному проезду по ЦКАД. Причиной изменения правил проезда для всех автомобилистов стала растущая загруженность трассы, которая стала делать диаметр уже не столь скоростным. Для сохранения предсказуемого времени поездки по магистрали и обеспечения быстрой прямой связи между районами городские власти ввели плату – пять руб. за один участок в самые загруженные часы в будни. Для удобства количество поездок за сутки суммируется, после чего в течение пяти дней автомобилистам выставляют единый платеж. Оплатить проезд можно через приложение «Парковки России», на сайте msd.mos.ru, на Госуслугах и в сторонних сервисах – в том числе, в приложениях банков. Стоимость транзита осталась прежней – 950 руб.

По образу и подобию

Концессионный механизм тиражируется и на другие большие проекты дорожного строительства в столице. Следующий проект – дорога от Ленинградского шоссе до Третьей Магистральной улицы длиной более 22 км к 2028 г. должна связать север города с «Москва-Сити». Без нее, считают городские власти, увеличение трафика к деловому центру и будущему Национальному космическому центру на площадке Хруничева может привести к критической загрузке прилегающих магистралей. Объем инвестиций в строительство дороги составит более 150 млрд руб.

Новая трасса призвана улучшить транспортное обслуживание, сохранить среднюю скорость движения на Ленинградском проспекте, Большой Академической улице, Северо-Западной хорде и Третьем транспортном кольце.

«Строительство диагональных дорожных артерий повышает транспортную связанность столицы и её транзитный потенциал и является стратегической необходимостью. В одних случаях речь идет о разгрузке существующих маршрутов, в других – строительство хорд, рокад и диаметров нацелено на формирование новых направлений, в первую очередь связанных с развитием макроэкономики города и региона. Так, например, строительство новой платной автомагистрали от Ленинградского шоссе до 3-й Магистральной улицы поможет сохранить среднюю скорость движения на Большой Академической улице, Ленинградском проспекте, Северо-Западной хорде и Третьем транспортном кольце – с одной стороны. И одновременно обеспечит альтернативный маршрут подъезда к деловому центру Москва-Сити и Национальному космическому центру им. Хруничева», – отмечает профессор, д.т.н., заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ Султан Жанказиев.

Еще одна концессионная дорога – от улицы Трофимова до Севастопольского проспекта – должна связать юго-запад столицы с активно застраивающимся районом ЗИЛ, который главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов называл одним из потенциальных «новых центров» города. Вместе с резко возросшим числом жителей на полуострове значительно возросла нагрузка на транспортную инфраструктуру. И новая трасса должна частично решить эту проблему. Дорога пройдет вдоль Московского центрального кольца и обеспечит дополнительный маршрут выезда из районов ЗИЛ и Южнопортовый.

Планируется, что магистраль разгрузит соседние транспортные артерии: Третье транспортное кольцо, Варшавское шоссе и проспект Андропова. Протяжённость трассы составит более 11 км, стоимость проекта – свыше 30 млрд руб. По соглашению, объект должен быть сдан в 2029 г.

От южных морей до северного сияния

В строительстве платных дорог Москва не была пионером. Еще в 1999 г. на трассе М-4 «Дон» появился первый в России платный участок длиной 20 км. Сейчас общая протяженность таких дорог в стране превышает 3500 км. Наиболее активно коммерциализируются федеральные трассы, в частности М-11 «Нева» (Москва – Санкт-Петербург), М-12 «Восток» (построен участок Москва – Казань, планируется продление до Екатеринбурга), М-1 «Беларусь», М-3 «Украина» и также М-4 «Дон». Последняя – лидер по длине платных участков.

Внутригородская платная магистраль уже восемь лет функционирует в Санкт-Петербурге. Западный скоростной диаметр также стал результатом ГЧП. В процессе строительства находится ещё один проект – Широтная магистраль скоростного движения. Первый участок был открыт в конце прошлого года. Стоимость второго ‒ четвертого этапов, согласно концессионному соглашению, составит 241 млрд руб.

Коммерциализируется и дорожная инфраструктура Подмосковья. Помимо ЦКАД, 260 км из 336 км которой платные, запущена Мытищинская хорда – северный дублер МКАД на участке от Ярославского до Дмитровского шоссе. В процессе возведения находится и южный дублер – Южно-Лыткаринская дорога. В этом году планируется начать строительство 36-километрового дублера Егорьевского шоссе, который свяжет МКАД и ЦКАД.

В декабре прошлого года правительство РФ утвердило план развития платных дорог ГК «Автодор» – главного оператора таких трасс. До 2030 г. планируется ввести в эксплуатацию 647 км общей стоимостью свыше одного трлн руб. Подавляющую часть инвестиций – 890 млрд руб. – просубсидирует федеральный бюджет. Один из крупнейших и наиболее сложных проектов – скоростная магистраль Джубга – Сочи длиной около 140 км. Строительство первого участка должно начаться в 2025 г. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, правительство прорабатывает продление трассы в сторону Геленджика и Новороссийска вплоть до выхода к Крымскому мосту.

Число пользователей платных дорог в стране также растет. По итогам 2024 г. количество проездов по сравнению с 2023 г. увеличилось на треть и достигло 379 млн, указал доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян. Самыми популярными стали трассы М-12 «Восток» и М-4 «Дон».

В среднем время в пути между городами благодаря платным трассам сокращается вдвое. Например, по трассе М-12 «Восток» от Москвы до Казани можно доехать за 6,5 часа вместо традиционных 12. Помимо удобства для автомобилистов и экономии бюджетных денег, платные дороги способствуют развитию инфраструктуры в районах прокладки. «На них активно появляются предприятия малого и среднего бизнеса в сфере питания, гостиничного бизнеса, топливно-заправочные станции. По разным оценкам, один километр платной трассы способствует появлению в среднем четырёх-семи новых рабочих мест, а также увеличивает поступления от налогов в местные бюджеты в диапазоне 2-4%», – рассказывает Хачатурян.

Тарифная политика в России соответствует среднемировым показателям. Так, стоимость проезда по одному км платных дорог колеблется в диапазоне от 6,17 руб. до 50 руб. в зависимости от категории автомобиля. По оценкам Хачатуряна, в Хорватии стоимость проезда по платной трассе от Загреба до Карловаца аналогична, а в Китае цена сравнима с отечественной – от 4,5 до 23 руб. за километр в пересчёте на российскую валюту.

В крупных мегаполисах и агломерациях коммерческие дороги вполне способны разгрузить центр – это хорошо показывает опыт Москвы и Санкт-Петербурга, считает директор по федеральным проектам развития Школы управления «Сколково» Ирина Миронова. «То же самое можно сказать и про дороги в туристических направлениях. Любая городская среда выигрывает, если транспортный поток в центре города будет разгружен: больше места для пешеходов, чище воздух, свободнее для общественного транспорта», – уверена она.

Тем не менее не в каждом городе это оправданно, особенно если платная дорога не предполагает строительство новых мостов или эстакад над железнодорожными путями – ведь именно эти места становятся причиной заторов, подчеркнула эксперт.

С точки зрения городской среды в большинстве российских городов строительство новых дорог – безусловное благо, полагает руководитель Лаборатории международных экономических исследований Школы управления «Сколково» Владимир Коровкин. Он положительно оценивает опыт московских хорд, поскольку они идут вразрез с традиционно радиально-кольцевой структурой, которая «неизбежно стягивает трафик в ограниченное количество узлов» – пересечений крупных магистралей с кольцами.

Если говорить о глобальном масштабе, то доля России в общей протяженности платных дорог в мире относительно невелика – порядка 2,5%. Но внутригородские коммерческие трассы стали трендом развития транспортной инфраструктуры больших городов. При этом речь идёт не только об азиатских или европейских мегаполисах – такие магистрали всё чаще появляются и в Южной Америке, и в Африке.