За счет чего возможно увеличение доли туризма в ВВП России к 2030 году до 5%
В ближайшие пять лет на развитие отрасли будет направлено около 400 млрд рублей
Российские власти рассчитывают превратить туризм в полноценную опору национальной экономики. В ближайшие пять лет на развитие отрасли будет направлено около 400 млрд руб. – почти в 1,5 раза больше, чем за предыдущий аналогичный период. Цель вложений – довести долю туризма в структуре ВВП с менее чем 3% в 2024 г. до 5% к 2030 г., заявил на стратегической сессии по развитию туризма в начале октября премьер-министр Михаил Мишустин.
Ставка делается на развитие туристических кластеров и инфраструктуры в регионах: с 2021 г. работает нацпроект, в рамках которого федеральное правительство содействует созданию круглогодичных курортов на побережье пяти российских морей и на Байкале. В перспективе эти территории, по оценкам правительства, смогут ежегодно принимать до 10 млн туристов. Поддержка оказывается за счет субсидирования кредитов на строительство гостиниц, парков и горнолыжных курортов. Общий объем инвестиций в этих направлениях может достичь 2 трлн руб. за шесть лет, сообщил Мишустин.
Но для того чтобы туризм действительно стал системной отраслью, одних инвестиций может быть недостаточно. Какие регионы сегодня растут быстрее других, что происходит с качеством инфраструктуры и какие барьеры все еще сдерживают рынок – в материале «Ведомости. Аналитики».
Турпоток растет, но неравномерно
Директор Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Александр Брагин отмечает, что тенденции в сфере туризма сейчас разнонаправленные в зависимости от сегмента рынка, но в целом ситуация в индустрии «скорее позитивная». По его словам, внутренний туристический поток в России продолжает расти и приближается к 100 млн поездок в год.
По данным АТАГ, около 80% таких путешествий организуется без участия турагентств, а онлайн-сервисы способствуют росту самостоятельного туризма. В высокий сезон 2025 г. (май – октябрь) число бронирований среди самостоятельных туристов увеличилось на 13%, а по итогам года АТАГ ожидает роста не менее чем на 10% (абсолютные данные ассоциация не приводит).
Въездной туризм, по словам Брагина, еще не достиг доковидных уровней, но постепенно восстанавливается. Самостоятельный турпоток иностранных туристов растет: отечественные агрегаторы развивают узнаваемость за рубежом, помогают иностранцам решать проблему с оплатой, расширяют количество языков на своих сервисах, объясняет Брагин. Благодаря этому, по оценке АТАГ, рост самостоятельных въездных поездок в 2025 г. может составить 10%.
Популярные регионы теряют спрос
Внутренний туризм продолжает оставаться основным драйвером отрасли: по итогам высокого сезона 2025 г. наибольшей популярностью у россиян пользовались именно поездки по стране, отмечает представитель «Яндекс путешествий». По его словам, на три региона – Москву, Санкт-Петербург и Краснодарский край – пришлось около 50% всех бронирований.
Но по сравнению с 2024 г. доля неизменной тройки лидеров снизилась – растет спрос на поездки в другие регионы, отмечает представитель агрегатора. Особенно существенно растет спрос на поездки в Республику Алтай, Дагестан и Карелию. Это может говорить о росте интереса к приключенческому туризму, добавляет представитель «Яндекс путешествий».
По данным Aviasales, летом 2025 г. самыми востребованными направлениями остались Москва (доля 24,6%), Санкт-Петербург (12,6%), Сочи (9,6%), Калининград (4,3%) и Махачкала (3,5%). Быстрее всего за год вырос спрос на перелеты в Калининград, Екатеринбург, Уфу, Самару и Новосибирск, отметил представитель онлайн-сервиса.
Популярными направлениями остаются также Татарстан, Крым, Нижегородская, Ростовская, Ярославская области и Ставропольский край, утверждает Брагин. В ряде регионов зафиксирован прирост турпотока на 10–20%, несмотря на то что они не входят в топ-10 по общему числу поездок, отмечает он. Среди них – Дагестан, Чечня, Кемеровская область, Красноярский край, Кабардино-Балкария, Волгоградская область, Адыгея, Свердловская область, Приморье и Бурятия.
По словам Брагина, у такой тенденции есть несколько причин. Во-первых, туристический спрос стал смещаться от популярных пляжных направлений в сторону природного, оздоровительного, культурно-познавательного и даже промышленного туризма. Во-вторых, в этих регионах наблюдается рост объема номерного фонда и улучшение транспортной доступности – появляются новые дороги, аэропорты и гостиничные объекты. В-третьих, активизировалась работа региональных администраций: усиливается локальный маркетинг, делается ставка на продвижение уникального культурного и природного наследия. Это хорошо совпадает с общим запросом путешественников на аутентичность и новые впечатления, отмечает директор АТАГ.
Новые точки притяжения
Представитель «Яндекс путешествий» подтверждает рост интереса к природным и аутентичным маршрутам – меры государственной поддержки и развитие инфраструктуры делают доступными ранее неочевидные направления. «Мы видим рост количества средств размещения, доступных для бронирования в разных регионах, видим, как появляются новые маршруты и туристические точки притяжения. Как итог, растет и число поездок в эти регионы», – говорит представитель сервиса.
По его словам, туристы все чаще выбирают не города-миллионники, а малые населенные пункты: по сравнению с прошлым годом количество бронирований в городах с населением менее 50 000 человек выросло на 37%, говорит представитель сервиса.
Параллельно наблюдается рост сельского туризма. Например, количество бронирований на фермах и в глэмпингах увеличилось на 70% по сравнению с 2024 г. Увеличивается и число путешествий внутри своего региона – их доля выросла на 20% год к году, следует из данных «Яндекс путешествий».
Платформа «Авито путешествия» фиксирует всплеск интереса к небольшим населенным пунктам, таким как Ужур (Красноярский край), Умба (Мурманская область) и Дубовый Умет (Самарская область). По мнению компании, росту способствуют улучшения в транспортной доступности, ремонт дорог и благоустройство, которые делают регион привлекательным и для туристов, и для локального бизнеса.
Еще одним направлением развития отрасли является автотуризм. Сервисы для путешественников, например, активно развивает «Роснефть». Совместно с регионами компания прорабатывает туристические маршруты и ведет строительство гостиничных комплексов, рядом с которыми располагаются АЗС. Созданная компанией платформа «Горизонты России: Поехали с нами!» позволяет автотуристам выбрать и спланировать маршрут с учетом инфраструктуры придорожных сервисов и АЗС. Всего компания разработала и презентовала уже 49 уникальных маршрутов в Тульской, Смоленской, Новгородской, Архангельской, Воронежской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областях, Карелии, Удмуртии, Башкирии, в Ставропольском, Красноярском и Алтайском крае, в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны. В августе компания представила новый туристический маршрут в Оренбургской области, в сентябре – в Удмуртии, в октябре – в Алтайском крае.
Оздоровительный туризм
Даже на фоне общего роста внутреннего туризма отдельные сегменты сталкиваются с перегревом спроса. По словам медицинского директора Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаила Данилова, в 2024 г. санаторно-курортный комплекс показал рекордные цифры посещаемости – более 7,34 млн человек. Однако средняя продолжительность пребывания снизилась, а в популярных направлениях, таких как Кавказские Минеральные Воды, возник острый дефицит мест с обновленным и качественным номерным фондом, отмечает собеседник «Ведомости. Аналитики».
По словам Данилова, в этом году впервые за три года был зафиксирован не рост, а стабилизация числа туристов в санаториях – на фоне частичного перераспределения потока из Краснодарского края в Крым и другие регионы. Изменилась ситуация и в инвестиционном плане: если в предыдущие годы появлялись лишь единичные новые объекты, то в 2024 г. открылось три новые здравницы и стартовало несколько десятков проектов по реконструкции и реновации. Этому способствовали не только внимание к теме здоровья и снижение выездного туризма, но и меры господдержки. При этом существенная часть проектов реализуется за счет реинвестиций самих собственников, а не внешнего финансирования.
Краткосрочная аренда растет
На фоне дефицита традиционных гостиниц в ряде направлений активно развивается сегмент краткосрочной аренды. По данным «Авито путешествий», к концу 2025 г. рынок посуточной аренды вырастет на 22% год к году (абсолютные данные сервис не приводит), а к 2028 г. его объем может достичь 549 млрд руб. При этом турпоток в целом приближается к своему пику: количество забронированных ночей к концу 2025 г. увеличится на 9,5%.
Объем предложения объектов с посуточной арендой растет опережающими темпами. В сентябре 2025 г. он увеличился на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в сегменте загородного жилья – на 32%. В высокий сезон этого года на платформе по всей стране были доступны до 500 000 объектов (в 2024 г. – около 400 000). Это свидетельствует о формировании насыщенного и конкурентного рынка, где за внимание гостя придется бороться, говорит представитель «Авито путешествий».
Спрос на аренду по-прежнему сосредоточен в традиционных направлениях: в сентябре 2025 г. лидировали Краснодарский край (13% бронирований), Московская (10%) и Ленинградская (9%) области, Татарстан (5%) и Калининградская область (4%). В сегменте загородного отдыха выделились Карелия и Республика Алтай (по 14% бронирований), а также Дагестан и Московская область (по 4–5%). Популярность одних локаций объясняется сезонностью, других – устойчивым интересом к экологичному, активному отдыху.
Что нужно для роста отрасли
Несмотря на общий позитивный тренд, отрасль сталкивается с рядом системных ограничений. По словам Брагина, основными барьерами остаются высокая стоимость отдыха и сохраняющийся дефицит качественного номерного фонда. Часто цены на проживание и билеты сопоставимы с зарубежными направлениями, особенно в высокий сезон. Ситуацию усугубляет укрепление рубля и рост издержек, отмечает он. Частично компенсировать эту нагрузку помогает рост форматов коротких поездок – в пределах своего или соседнего региона, а также автопутешествий.
По мнению Брагина, для продолжения устойчивого масштабного роста туристической отрасли необходимы замедление увеличения стоимости отдыха и расширение доступного предложения. Одним из возможных решений он называет снижение ключевой ставки ЦБ – это упростит финансирование новых отелей и повысит готовность потребителей тратить деньги на отдых.
Еще одна задача – приоритизация инвестиций. Брагин считает, что помимо увеличения объема вложений необходимо точнее определять ключевые локации и продукты. Для этого требуются более глубокая аналитика и сильные управленческие команды на местах, способные развивать территорию комплексно, говорит эксперт.
Внутренний туризм, несмотря на впечатляющие темпы роста, не может быть единственной опорой отрасли в долгосрочной перспективе, обращает внимание Брагин. По словам эксперта, потенциал роста у въездного потока сохраняется, но для его раскрытия необходимо упростить визовый режим, создать удобные платежные системы для иностранцев, адаптировать туристический продукт под разные языки и активно продвигать за рубежом образ России как многоформатного туристического направления.