Доля российского вина на внутреннем рынке в ближайшие годы может превысить 70%
Меры господдержки отрасли и рост ввозных пошлин привели к падению импорта в 2025 году на 30%
Доля отечественного вина на российском рынке за период с начала 2025 г. выросла с 58 до 63%, сообщил в середине ноября вице-премьер Дмитрий Патрушев. Импорт вина в Россию, по его словам, с начала года снизился на 30%. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы доля российской продукции на внутреннем рынке превысит 70%. За счет чего будет обеспечен такой рост – в материале «Ведомости. Аналитики».
Импорт вин в Россию снижается параллельно росту производства в стране, следует из статистики Росалкогольтабакконтроля (РАТК).
По данным ведомства, в январе – сентябре 2025 г. объем импорта вина в Россию снизился на 26,5% к показателю аналогичного периода прошлого года до 23,6 млн дал. В том числе было импортировано 14,8 млн дал тихих вин, 4,1 млн дал игристых и 0,1 млн дал ликерных.
Объем производства тихих вин в стране за девять месяцев при этом увеличился на 12% до 26,8 млн дал, игристых – на 10% до 12,2 млн дал, ликерных – на 10% до 1 млн дал. В январе – октябре объем производства тихих вин увеличился на 11% до 30,1 млн дал, игристых – на 8% до 14,6 млн дал, ликерных – на 10% до 1,1 млн дал.
Другим фактором, способствующим росту доли российского вина в структуре потребления в России, является увеличение спроса на российскую продукцию на фоне общего снижения спроса на вино в этом году.
По данным РАТК, в январе – сентябре 2025 г. в России было продано 25 млн дал тихих вин отечественного производства (на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года) и 10,6 млн дал игристых (+6%). Всего в январе – сентябре в стране было реализовано 42,37 млн дал тихих вин (на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года), 14,8 млн дал игристых (-6%) и 877 800 дал ликерных (-11%).
Потребление отечественных марок вина на душу населения выросло с 4,3 л в 2021 г. до 5,2 л в 2024 г.

Поддержка сверху
С 2022 г. государство оказывает системную поддержку отрасли виноделия через федеральный проект «Стимулирование развития виноградарства и виноделия». Одна из ключевых целей федерального проекта – увеличение площади виноградников к 2030 г. на 35%. Для этого планируется ежегодное выделение средств из федерального бюджета в виде субсидий. Объем федеральной поддержки на 2025 г. заявлен на уровне 4,3 млрд руб., на 2026 г. – 4 млрд руб. В 2027–2028 гг. объем финансирования составит 2,9 млрд руб. в год. Государство оказывает помощь в закладке виноградников и уходе за ними, обеспечивает льготное кредитование и частичную компенсацию капитальных затрат для переработчиков и виноделен, а также осуществляет поддержку питомников, развития лабораторной базы и инструментов контроля качества.
Отдельные программы поддержки действуют в регионах с развитым виноградарством, например в Краснодарском крае, напоминает вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР), руководитель информационного центра Wineretail Александр Ставцев. Он отмечает цельность и последовательность федеральной и региональных программ поддержки. Помимо крупных проектов есть грантовая поддержка небольших виноделен, семейных ферм и винного туризма, поясняет эксперт. Важный вклад в развитие виноделия в России, по его мнению, вносит не только Минсельхоз, но и Минпромторг. «Достаточно проехать по Черноморскому побережью, по дорогам Крыма и Дагестана, чтобы увидеть государственные субсидии в виде конкретных виноградников», – говорит Ставцев.
При этом небольшие винодельческие хозяйства пока еще недостаточно осведомлены о всех возможных мерах поддержки, обращает внимание эксперт. В качестве примера он приводит гранты на установку систем орошения. «В регионах, где развито виноградарство, часты засухи, что отражается на урожае. Есть острая необходимость в оснащении виноградников системами капельного орошения, которые минимизируют риски. На это специфическое оборудование выделяются гранты, но часто о них просто не знают», – говорит Ставцев.
Структура и культура пития
Помимо господдержки существенное влияние на структуру потребления вина в России оказывает таможенно-тарифная политика государства. По оценке аналитического агентства Infoline, росту доли российских вин способствуют меры по импортозамещению и повышение пошлин на зарубежную продукцию. В 2023 г. пошлина на вина из недружественных стран была увеличена с 12,5 до 20% (но не менее чем на $1,5 за 1 л), а в 2024 г. – до 25% (но не менее чем на $2 за 1 л).
По данным РАЭРР, в январе – сентябре доля продаж тихих вин российского производства в рознице выросла в годовом выражении на 2 п. п. Сейчас 60% всех тихих вин приходится на вина отечественного производства, 21% – на вина из дружественных стран, 19% – на вина из недружественных государств. Доля последних снизились на 3 п. п.
В сегменте игристых вин в январе – сентябре этого года доля продаж российских вин выросла на 5 п. п. до 72% за счет снижения доли недружественных государств, свидетельствуют данные РАЭРР. 27% продаж в этом сегменте пришлось на три страны – Италию, Испанию и Францию. Доля остальных стран в продажах составляет 1%. Россия активно наращивает поставки вин из Чили, ЮАР, но они не замещают поставки игристых вин из недружественных стран, отмечает Ставцев. «Игристых вин для удовлетворения спроса не хватает, а закрыть потребность пока нечем», – отмечает он.
По мнению Ставцева, при предоставлении субсидий на развитие виноградарства в России критично важен сортовой состав виноградников, на развитие которых выделяются бюджетные средства. «Многие годы в России закладывали в основном виноградники с красными сортами винограда. Но нам нужны и белые сорта, в частности под игристые вина, востребованные рынком», – отмечает он. По мнению вице-президента РАЭРР, чтобы понять, какие сорта винограда следует выращивать и в каких количествах, необходима оценка структуры потребления вина к 2035 г.
Также следует стимулировать спрос на российское вино, убежден Ставцев. По его словам, для этого необходимы масштабные информационные проекты по продвижению отечественной винодельческой продукции на внутреннем рынке и рынках иностранных государств. «Если развивать производство без стимулирования спроса, в какой-то момент рынок может упереться в кризис перепроизводства», – рассуждает он.
Перспективы российского виноделия
По итогам 2025 г. доля российских вин на внутреннем рынке составит 62–64%, считает доцент кафедры менеджмента РАНХиГС в Санкт-Петербурге Максим Черниговский. В 2026 г. доля отечественного вина при сохранении мер поддержки может вырасти до 65–67%, полагает эксперт. По его мнению, структура потребления будет меняться за счет доминирования российских вин в среднем ценовом сегменте, перераспределения импортной продукции в премиальный сегмент и постепенного расширения линейки российских терруарных вин (изготовленных из винограда, выращенного в конкретном регионе. – «Ведомости. Аналитика»), способных конкурировать с зарубежными брендами.
По прогнозу Infoline, к 2029 г. доля отечественных вин на российском рынке вырастет до 74%, что в денежном выражении составит 731 млрд руб. без НДС. Аналитик ФГ «Финам» Магомед Магомедов считает этот прогноз реалистичным в том числе благодаря изменениям в потребительском спросе. «Структура потребления вина продолжит меняться за счет увеличения доли отечественной продукции, развития винной культуры, расширения ассортимента в крупной сетевой рознице и общего повышения покупательной способности россиян», – говорит он.
По прогнозу Ассоциации виноградарей и виноделов России, к 2035 г. доля отечественного вина на российском рынке может вырасти до 80%, но для этого потребуется значительное расширение площади виноградников.
При этом Россия до сих пор во многом зависима от импорта продукции, необходимой для развития виноградарства. По оценке РАЭРР, для поступательного развития отрасли необходимо наладить бесперебойные поставки оборудования, спецтехники, саженцев и средств защиты растений.
По мнению Ставцева, развитию виноделия в России также будут способствовать туристические поездки на винодельческие предприятия, которые повысят доверие к отрасли и, как следствие, спрос на ее продукцию. Сейчас по-прежнему сохраняется множество стереотипов, которые не позволяют существенно повысить доверие к отечественным маркам вина, говорит эксперт.