Статья опубликована в № 3038 от 10.02.2012 под заголовком: Налоги не вылечили

Аптечные сети пострадали от перехода на общую систему налогообложения

Финская Oriola-KD, которой в России принадлежит фармдистрибутор «Ориола» и две аптечные сети – «Старый лекарь» и «03», рассказала, во сколько ей обошлось повышение российских социальных налогов
А.Махонин / Ведомости

С 1 января 2011 г. аптеки в России перешли с уплаты единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения, а вместо единого социального налога (14% от фонда заработной платы) платят страховые взносы (34%). Также с изменением законодательства компании больше не учитывают ставку НДС в составе выручки. Средняя рентабельность аптек в 2010 г. составляла, по данным отраслевой ассоциации «Аптечная гильдия», 3,36%. После перехода на общую систему налогообложения рентабельность снизится на 4–5 процентных пунктов и станет отрицательной, прогнозировала ассоциация.

Финская Oriola-KD в отчете за 2011 г. раскрыла, как отразилось на ее российском бизнесе повышение ставок. Выручка российского подразделения Oriola-KD в 2011 г. составила 689,4 млн евро (на 20% больше, чем годом ранее), из них опт принес компании 590,9 млн евро (+14%), розница – 132,3 млн евро (+24%). Операционный убыток (без учета единоразовых списаний) всего российского бизнеса вырос с 8,2 млн евро в 2010 г. до 12,6 млн в 2011 г. Рост операционного убытка на 3 млн евро компания объяснила как раз повышением социального налога. Оценка ущерба в 3 млн евро учитывает как розничный, так и оптовый сегмент, объясняет директор по коммуникациям «Ориолы» Елена Пархимович: для всего бизнеса ставки увеличились с 26 до 34%, но розница пострадала больше – ставки для нее выросли с 14 до 34%. Снижение же рентабельности компания объяснила ужесточением конкуренции.

Похожая динамика и у других аптечных сетей. В выручке сети «Первая помощь» социальные налоги составили 2,68% в 2011 г. против 1,19% в 2010 г., говорит представитель компании. В валовой прибыли «Здоровых людей» на социальные налоги пришлось 17,6% против 8,2% годом ранее, говорит ее гендиректор Алексей Батулин. Абсолютных цифр они не назвали.

После изменения системы налогообложения доходность бизнеса упала на 2–2,5% (в 2010 г. – 4–5%), говорит гендиректор нижегородской группы «Фармассоциация» (21 аптека под брендом «Аптека района») Александр Шалунов. При этом розничные наценки на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП с 1 апреля 2010 г. не могут стоить дороже, чем зарегистрованная в Минздравсоцразвития цена производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы) в регионе не менялись с 2010 г., говорит Шалунов и признается: «У аптек нет свободных средств для развития».

С учетом НДС у розничного сегмента группы компаний «Протек» (аптеки «Ригла», «Будь здоров!») динамика прироста выручки в 2011 г. по сравнению с 2010 г. была выше на 7 процентных пунктов, говорит представитель компании. Отчитываясь за девять месяцев 2011 г., «Протек» писал, что выручка сегмента «розница» увеличилась на 17,3% до 9,95 млрд руб., а с учетом НДС – на 24,5%. Выручка в сопоставимых аптеках за тот же период снизилась на 0,6%, с учетом НДС – выросла на 6,5%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать