Компенсировать потери дорожных фондов могут производители алкоголя и табака

Минфин ищет, чем заполнить дыру в дорожных фондах, которая возникнет из-за налогового маневра. Профинансировать дороги могут нефтяные компании, производители алкоголя или сигарет

В 2015 г. правительство собиралось повысить пошлины на экспорт мазута до 100% от нефтяной, получив от отрасли более 355 млрд руб. Но из-за сопротивления нефтяников было решено выбрать более мягкий для них вариант в виде налогового маневра (рост НДПИ и компенсирующее снижение пошлин). По последнему сценарию, пока согласованному на уровне Минфина и Минэнерго, бюджет недополучит 198,3 млрд руб.

Из этой суммы около 70 млрд - потери региональных дорожных фондов, рассказывают чиновники Минфина: часть маневра - резкое снижение топливных акцизов, а это ключевой источник пополнения фондов - на 70%. Чистые потери фондов только в первый год превысят 250 млрд руб., частично они будут компенсированы за счет дополнительных доходов от НДПИ, объясняет один из чиновников. Но и 70 млрд руб. - огромная дыра: по оценкам ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», все доходы фондов в 2014 г. - 338,4 млрд.

В Минфине, по словам трех чиновников, обсуждаются три источника компенсации потерь фондов. Первый: увеличить трансферт регионам из федерального бюджета, используя все те же доходы от НДПИ. Но тогда, возможно, придется корректировать бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов (акцизы ими не считаются), предупреждают чиновники. Трогать правило не хочется, есть различные варианты, как его обойти, - например, поменять бюджетную классификацию, рассуждает один из чиновников.

Второй вариант - передать фондам часть дополнительных доходов от возможного повышения НДС на 2 п. п. (около 500 млрд руб. в 2015 г.). Такая идея, по словам чиновников, обсуждается сейчас как альтернатива введению налога с продаж.

Наконец, пополнить фонды можно другими акцизами - табачными или алкогольными, говорят чиновники Минфина. Доходы от акцизов на табачные изделия в 2013 г. составили 250,5 млрд руб. (см. график), все они зачисляются в федеральный бюджет. Этот источник можно использовать для пополнения дорожных фондов, считает Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Поступления от акцизов на пиво и водку составили 259,9 млрд руб., из них 80 млрд от водочных акцизов получил федеральный бюджет, этих средств хватит, чтобы залатать дыру в дорожных фондах, указывает Чернявский.

Идея финансировать дороги доходами от табака и алкоголя странная, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: «В принципе, нельзя привязывать доходы к конкретным расходным обязательствам, но связь между инвестициями в дороги и акцизами на бензин хотя бы просматривается, а здесь ее нет». Альтернатива - доходы от косвенных налогов: но решение о повышении НДС еще не принято, а доходы от налога с продаж - около 200 млрд руб. в год - планировалось потратить для балансировки региональных бюджетов, указывает чиновник.

Денег в дорожных фондах и без маневра становится все меньше: исходя из расчетов «Радора» их доходы в этом году будут на 98 млрд руб. меньше, чем в прошлом. По фондам уже ударила другая реформа - из-за дифференциации топливных акцизов в зависимости от экологического класса (см. врез) в фондах образовалась дыра: Росавтодор оценивал ее в 97 млрд руб. в 2015 г. и 250 млрд в 2016 г.

Росавтодор пока последствия маневра не оценивал. «Решение нигде не зафиксировано как окончательно принятое», - отмечает чиновник ведомства. Топливные акцизы, конечно, надежный источник, но по большому счету все равно, за счет каких источников будут пополняться фонды, рассуждает чиновник, курирующий инфраструктуру. «Важно, чтобы они были закреплены за дорожными фондами, иначе придется постоянно вести торг за ассигнования», - беспокоится он.

Денег в регионах не хватает ни на содержание и ремонт имеющихся дорог, ни на строительство новых: на содержание в 2013 г. было выделено 32% от нормативного объема, на ремонт - 29%. Если не найти финансирование для фондов, не удастся исполнить поручения президента по удвоению строительства дорог и выполнить госпрограмму развития транспорта, предупреждает чиновник, курирующий инфраструктуру. Регионам нужно в 2014 г. построить и реконструировать 1840 км автодорог, а уже к 2017 г. нарастить объемы до 2680 км, подсчитал «Радор». Минтранс уже признавал, что президентское поручение под угрозой. В 2013 г. нужно было ввести в эксплуатацию 1741 км трасс, а удалось - 1528 км.