Статья опубликована в № 4318 от 11.05.2017 под заголовком: «Балтика» борется за китайский рынок

«Балтика» пытается в китайском суде аннулировать регистрацию товарного знака местного пива

Логотип последнего схож до степени смешения с продукцией «Балтики», считает компания

Пивоваренная компания «Балтика» (входит в датский концерн Carlsberg) подала иск в Пекинский суд по правам интеллектуальной собственности с целью аннулировать регистрацию товарного знака Kuyadom. Логотип пива под этой маркой схож до степени смешения с логотипом баночного пива «Балтика 3», «Балтика 7» и «Балтика 9», а значит, может вводить в заблуждение потенциальных покупателей, пояснил «Ведомостям» представитель российской компании. Таким образом «Балтика» пытается обжаловать отказ апелляционного совета Китая (Палата по пересмотру решений и разрешению споров, связанных с товарными знаками. – «Ведомости»), полученный в досудебном разбирательстве, отметил представитель российской компании. Денежной компенсации она, по его словам, не требует.

Графические элементы и композиция товарных знаков «Балтики» и Kuyadom практически идентичны, считает Игорь Невзоров, управляющий партнер Claims – компании по стратегическому консалтингу в сфере интеллектуальной собственности. Однако для точной оценки не хватает информации по различительной способности двух брендов в Китае, отмечает эксперт: по продажам, известности продукции и проч. Возможно, словесный элемент Kuyadom, также зарегистрированный как отдельный товарный знак, настолько известен в Китае, что потребители не смешивают два обозначения, рассуждает Невзоров.

Товарный знак «Балтика» российская компания, как утверждает ее представитель, впервые зарегистрировала в Китае в январе 2001 г. Товарные знаки-логотипы компания зарегистрировала в 2008 и 2010 гг., добавляет Невзоров со ссылкой на данные ведомства по товарным знакам Государственного торгово-промышленного управления Китая. В 2012 г., по данным ведомства, Kuyadom зарегистрировала словесный знак и подала заявку на регистрацию комбинированного знака с изобразительными элементами и графическим оформлением, похожими на уже зарегистрированные товарные знаки «Балтики», последняя удовлетворена в 2015 г. Kuyadom зарегистрирована на физическое лицо, говорит представитель «Балтики» и подтверждают данные китайского ведомства по товарным знакам: владелец знака – человек по имени Цзи Цинжуй. Правда, еще с 2008 г. «Балтика», по словам Невзорова, могла предъявлять требования к китайским конкурентам о запрете использования обозначений, похожих на их собственные, уже зарегистрированные, но информации в базе ведомства о предъявлении таких требований нет. Представитель российской компании говорит, что они узнали о регистрации торгового знака Kuyadom после вынесения непосредственного решения китайским патентным ведомством.

«Балтика» считает, что из-за Kuya-dom недополучила около $1,4 млн валютной выручки в 2016 г. при общей выручке российской компании в $1,2 млрд и может недополучить $1,8 млн в этом году. В Китае «Балтика» продается в премиальном сегменте импортного пива по адекватной сегменту цене – 11–13 юаней, говорит представитель «Балтики». Kuyadom же, по его словам, позиционирует себя как импортное пиво, хотя предположительно производится в Китае и продается по цене местного – 4–6 юаней. На упаковке Kuyadom, по данным «Балтики», нет информации на китайском языке – только на прикрепленных стикерах. Вместо этого Kuyadom указывает на упаковке, что продукция импортируется из России или Германии, утверждает представитель «Балтики».

Получить комментарии представителя ведомства по товарным знакам Государственного торгово-промышленного управления Китая не удалось.