ЕС вслед за США начал наступление на Китай

Экономическое могущество Пекина беспокоит Брюссель
Си Цзиньпин (на фото) едет в Евросоюз, который впервые за последние 30 лет решил всерьез задуматься о своих отношениях с Китаем/ Mark Schiefelbein / AP

Председатель КНР Си Цзиньпин на этой неделе посетит Италию и Францию, а в апреле в Брюсселе пройдет саммит ЕС и Китая. Но если еще два года назад европейцы видели в Пекине партнера, способного помочь им сохранить мировой порядок после избрания Дональда Трампа президентом США, то теперь отношение к нему сильно изменилось.

Недавно ЕС назвал Китай «системным соперником». Но это не мешает некоторым странам пытаться извлечь выгоду из экономического сотрудничества с Китаем и получить его инвестиции.

Еврокомиссия (ЕК) 12 марта призвала Китай прекратить несправедливое отношение к европейским компаниям – он недостаточно открывает свои рынки, использует субсидии для помощи национальным компаниям и не защищает интеллектуальную собственность. Схожие претензии Китаю предъявляет Вашингтон. ЕК также раскритиковала китайские инфраструктурные инвестиции в других странах, которые рискуют в результате оказаться в долговой ловушке. Ранее Пакистан и другие бедные страны обратились к МВФ за финансовой помощью, которая потребовалась в том числе из-за неспособности расплатиться по китайским кредитам.

Хотя Китай остается партнером ЕС, он в то же время является «экономическим конкурентом» союза и «системным соперником, продвигающим альтернативные модели управления», заявила ЕК. Она намерена принять меры для защиты интересов ЕС. «Мы вынуждены делать публичные заявления, иначе Китай не будет воспринимать нас всерьез», – приводит Financial Times (FT) слова европейского дипломата, поддерживающего новую стратегию.

Министр иностранных дел КНР Ван И после этого признал, что конкуренция между ЕС и Китаем неизбежна, но призвал стороны сотрудничать ради взаимной выгоды: «Между Китаем и Европой порой есть разногласия, но общего гораздо больше».

Лидеры стран ЕС должны обсудить отношения с Китаем 21 марта. В последний раз они всерьез делали это 30 лет назад, когда ввели санкции против Китая из-за подавления протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., отмечает FT. «Поразительно, что они до сих пор не находили время на это, – приводит издание мнение Фрэйзера Кэмерона, директора исследовательского центра EU-Asia Centre. – Сейчас они говорят: «Не надо делать вид, что мы можем изменить Китай. Порой он действует жестко, поэтому мы тоже должны будем вести себя жестко».

Саммит Европейского совета проходит как раз перед визитом Си Цзиньпина. В субботу пройдет его встреча с премьер-министром Италии Джузеппе Конте, где предполагается подписать меморандум о взаимопонимании по «Инициативе пояса и пути» – международному проекту Китая по строительству инфраструктуры. Подобные соглашения подписали уже 13 менее крупных государств ЕС, но Италия станет первой, кто сделает это среди ведущих европейских стран и стран «большой семерки». Поэтому Рим подвергся критике Вашингтона и Брюсселя, которые опасаются, что Италия окажется под влиянием Китая. Но состоящее из евроскептиков правительство Италии настаивает, что меморандум ни к чему его не обязывает и не противоречит законам ЕС. «Наш экономический и коммерческий интерес к этой инфраструктуре и Китаю полностью легитимен и оправдан нашими национальными интересами», – заявил во вторник Конте. Он также выразил надежду, что это поможет увеличить экспорт в Китай.

Немецкое решение

Германия к концу года планирует принять закон о создании госфонда для защиты своих стратегически важных компаний от поглощений китайскими конкурентами, пишет Reuters со ссылкой на источники в правительстве. Предполагается, что он может приобретать долю в компаниях, которым грозят враждебные поглощения, а потом перепродавать их частным инвесторам или сотрудничать с ними с самого начала. Тревожным сигналом для правительства стала покупка немецкого производителя роботов Kuka китайской Midea за 4,5 млрд евро в 2016 г. Его также обеспокоил интерес Китая к оператору электросетей 50Hertz, но в 2018 г. в ситуацию вмешался немецкий госбанк KfW.

Но некоторые специалисты считают, что правительство ошибается. «У нас началась рецессия, а [у властей] есть ложная надежда, что получить от Китая деньги легче, чем от США, или другие западные инвестиции», – приводит The Wall Street Journal слова директора римского Института международных отношений Натали Точчи.

В воскресенье и понедельник Си встретится с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Но Франция наряду с Германией настороженно относится к Китаю. Их правительства поддерживали слияние железнодорожного бизнеса Siemens с Alstom, чтобы объединенной компании было легче соперничать с конкурентами из Китая. Но ЕК в феврале заблокировала эту сделку по антимонопольным соображениям. «Чтобы играть с Китаем на равных условиях, Германия и Франция, вся Европа должны объединить свои силы и свою промышленность», – жаловался французский министр экономики и финансов Брюно ле Мэр на решение ЕК.

Наконец, 9 апреля премьер Госсовета КНР Ли Кэцян прибудет в Брюссель на ежегодный саммит ЕС и Китая. После этого он посетит Хорватию, где проведет переговоры с представителями 16 стран Центральной и Восточной Европы. Такие встречи тоже беспокоят Брюссель, который подозревает, что Пекин хочет внести разногласия между странами ЕС, пишет FT. «Китай понял, что может выбирать отдельных членов ЕС и мешать блоку проводить в отношении себя единую политику», – утверждает Роберт Купер, который был советником бывших верховных представителей ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы и Кэтрин Эштон.