Симбиоз разных: как строится сотрудничество между городами БРИКС
Предметом обмена опытом становятся транспорт, экология и современные технологииУспешные городские проекты стран БРИКС становятся примером и источником вдохновения для мегаполисов по всему миру. Среди таких инициатив – широкий спектр решений: от развития финтеха и создания современных парковых зон до цифровизации миграционной политики
По оценке Международного валютного фонда (МВФ), валовой внутренний продукт (ВВП) стран БРИКС уже превысил $77 трлн в 2025 г. Об этом в июле этого года заявил президент России Владимир Путин во время выступления на пленарном заседании XVII саммита БРИКС. Глава государства также отметил, что на страны объединения приходится 40% мировой экономики, а сотрудничество между государствами активно ведется по всем ключевым направлениям, включая безопасность, финансы и культуру.
Развитие партнерства и сотрудничества между городами государств – участников блока продолжает оставаться одним из ключевых приоритетов для укрепления многосторонних связей, считают эксперты.
«В современных условиях города стран БРИКС давно перестали быть просто драйверами экономического роста. Сегодня они стали настоящими полигонами для апробации инновационных урбанистических решений», – рассуждает в беседе с «Ведомости. Городом» руководитель проектов по международному сотрудничеству компании «Тедо» Елена Хейфец.
В частности, города Китая и Индии растут, существенно опережая темпы развития мировой экономики, сообщил «Ведомости. Городу» глава Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его словам, в КНР темпы роста ВВП составляют 5%, при этом такие города, как Шанхай и Гуанчжоу, росли существенно быстрее.
Совместное противостояние внешним рискам (геополитическим, технологическим, эпидемиологическим и др.), а также конструирование будущего для Глобального Юга и быстроразвивающихся экономик – это первопричина быстрой интеграции стран БРИКС, отмечает партнер «Яков и партнеры» Анна Данченок. По ее мнению, именно города объединения являются флагманами и основными бенефициарами этого сотрудничества. Они сталкиваются со схожими вызовами, порожденными единой траекторией развития: быстрая урбанизация, наследие индустриальной эпохи, необходимость поддерживать развитие инфраструктуры, пропорциональное росту населения. Такие проблемы, как пробки, плотная застройка, необходимость утилизации массы отходов или климатические изменения, характерны для многих городов БРИКС и часто имеют близкую природу в Москве, Сан-Паулу, Мумбаи или Пекине, говорит Данченок.
Обмен опытом
Главное направление для сотрудничества между городами стран БРИКС – это опыт по построению комфортной городской среды в целом, особенно в растущих городах-миллионниках, считает президент Национального координационного центра международного делового сотрудничества Кирилл Бабаев. Столицы растут очень быстро, а запросы их жителей – еще быстрее и городским властям приходится постоянно придумывать новые инфраструктурные решения в области транспорта, оптимизации коммунальной сферы, решения проблемы мусора, обеспечения культурного досуга, сообщил эксперт «Ведомости. Городу».
Огромное значение приобрела цифровизация городских услуг, и здесь опыт России во всем мире считается передовым. Наша страна, в свою очередь, учится у китайских городов транспортным решениям. «Мэры говорят, что приходится ориентироваться только на опыт коллег из других мегаполисов, причем в основном развивающегося мира», – отметил Бабаев.
При всем своем культурном и историческом многообразии и различии в траекториях развития мегаполисы БРИКС объединены необходимостью реагировать на схожий комплекс вызовов: нагрузка на городскую инфраструктуру, экология, транспортные коллапсы, считает Хейфец.
«Обмен лучшими практиками между городами-участниками перешел от разовых, точечных контактов к выстроенной системной работе», – подчеркнула эксперт.
Пространство для экспериментов
Наибольший потенциал для сотрудничества между городами БРИКС наблюдается в сферах цифровизации, финтеха, экологии и туризма. Эти направления не только являются сквозными темами Международного муниципального форума (ММФ) «БРИКС-2025», который пройдет с 29 по 31 октября в Санкт-Петербурге, но и уже демонстрируют конкретные примеры успешного взаимодействия между городами и странами-участницами, рассуждает руководитель проектного блока форума Тимур Арутюнов.
Например, крупные китайские вендоры (Huawei, Hikvision, Dahua и др.) развертывают технологии в городах Бразилии и Южной Африки (системы видеонаблюдения, сети, облачные центры, IoT), рассказала Данченок.
По словам научного руководителя факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, в среднем за год Китай строит автомобильных дорог высших технических категорий, высокоскоростных железных дорог, аэропортов и морских терминалов и линий метрополитена больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые. В частности, в стране строится около 1 кв. м жилья на одного жителя в год, или 1,5 млрд кв. м, рассуждает он. «Их опыт действительно уникален и интересен, но нужно учитывать, что таких финансовых, технологических и регуляторных возможностей у других стран БРИКС нет», – говорит эксперт.
Блинкин также привел пример бразильского города Куриува, штат Парана. «Там проводились интереснейшие транспортные, социально-экономические эксперименты, которые сделали этот город привлекательным местом для урбанистов, экономистов и городских управленцев всего мира», – рассказал эксперт. В результате в городе удалось решить проблему твердых бытовых отходов, избавиться от фавел, была создана одна из первых систем BRT (Bus Rapid Transit – система скоростного автобуса или троллейбуса, трассы проходят по выделенным полосам, где движение обычных автомобилей запрещено. – «Ведомости. Город»), добавил Блинкин.
В свою очередь опыт Москвы по созданию магистральной транспортной системы, включающей оптимизацию маршрутов, выделение полос, а также обогащение инфраструктуры интеллектуальными светофорами и остановками, был детально изучен и адаптирован рядом городов Бразилии. Это позволило бразильским партнерам повысить скорость общественного транспорта на 15%, указывает Хейфец.
Бабаев в качестве примера технологий для обмена опытом между мегаполисами БРИКС привел в пример город Ченнай (Индия), где создана сеть «губчатых парков», которые в сухую погоду служат зоной рекреации, а при ливнях задерживают и аккумулируют дождевую воду. Город строит десятки таких парков и всем тропическим мегаполисам может быть полезен этот опыт, уверен эксперт.
Бабаев также добавил, что Казань может служить образцом проектов по реставрации прибрежных зон и созданию водно-зеленых поясов и приемных экосистем. Один из примеров – набережная с фитоочистными сооружениями на озере Нижний Кабан. Озеро расположено в центре города и долгое время находилось в сердце промышленного района, подвергаясь загрязнениям. Во время благоустройства на набережной соорудили очистные сооружения, где вода очищается с помощью растений, естественных для озера.
«Опыт Индии в создании эффективных и недорогих систем водоснабжения в густонаселенных районах может быть крайне полезен для аналогичных проектов в ЮАР или Бразилии, позволяя сразу применять проверенные подходы, а не экспериментировать с неподходящими дорогостоящими технологиями», – добавила руководитель службы коммуникации ММФ «БРИКС-2025», политолог Наталия Заболотских.
Новой областью сотрудничества становится тема трудовой миграции, где примером может послужить опыт ОАЭ, считает Хейфец. Стремясь стать глобальными деловыми и туристическими хабами, города БРИКС изучают, как Эмираты превратили сложный бюрократический процесс въезда и легализации трудовых мигрантов в бесшовный цифровой сервис, говорит она.
На фоне глобальных вызовов многие страны ищут новые форматы сотрудничества, рассуждает Абзалов. «Происходят вещи, которые было сложно представить еще 5–10 лет назад, – например, что 2 млн индусов будут работать в России или что Индия и Китай восстановят авиасообщение и в целом отношения между странами. И в меняющемся мире платформа БРИКС становится одним из важных инструментов интеграции», – резюмирует эксперт.