Читайте также
«Работы по профессии не было». Как петербурженка возглавила частный музей в Москве
По COVID- правилам: как изменилась жизнь москвичей за два года пандемии
Архитектурный китч в Москве: откуда взялись дом-яйцо и китайская пагода

«За 2021 год стройка подорожала на 30%»: гендиректор Tekta Group

Интервью с генеральным директором Tekta Group Дмитрием Зикановым
Андрей Гордеев / Ведомости

О новых проектах бизнес-класса в Москве, тактильном восприятии домов и подкованности современных покупателей квартир «Ведомости. Городу» рассказал генеральный директор Tekta Group Дмитрий Зиканов.

– Завершена ли реструктуризация, которую вы начали в 2020 г., и что собой сейчас представляет компания? Можете объяснить, что именно вы изменили?

– Все просто. Мы уходили на другой рынок, в другой сегмент (Tekta Group на рынке с 1999 г., к 2012 г. вошла в пятерку крупнейших застройщиков Подмосковья. – «Ведомости. Город»). Работа в Москве и с проектами уровня бизнес и премиум требует совсем других компетенций и другой бизнес-модели. Есть разные подходы на рынке – кто-то строит вертикально-интегрированный холдинг, в котором свои строители, генподрядчик, проектировщики, продавцы – все свое и минимум функций отдается на сторону. Наш подход противоположный, мы начали превращаться в инвестиционную компанию, которая сосредоточена на качественном аутсорсе.

– То есть сначала вы решили, что будете работать не в Подмосковье на массовом рынке, а в Москве и в бизнес-классе, и потом под это переделали компанию?

– Скорее одновременно.

– Что сейчас собой представляет Tekta Group?

– Из всей вертикально-интегрированной структуры мы оставили только одну функцию – у нас все продавцы свои, т. е. весь коммерческий блок внутренний. Сейчас это 50–70 человек, которые работают по конкретным объектам, чем больше объектов – тем больше людей. Мы продаем сами, потому что в том сегменте и с той претензией на качество, которое мы декларируем, хочется иметь быструю и точную чувствительность к обратной связи от клиентов. И наш коммерческий блок, который мы собрали, сейчас, на мой взгляд, один из лучших в Москве. А так у нас не слишком большой штат, около 150 человек.

– Это в людях. А что в деньгах? 

– По итогам 2021 г. выручка нашей компании составила под 40 млрд руб.

– Большая компания управляется хуже для определенных задач?

– Не хуже – сложнее, это точно. Мы сейчас в некотором смысле бутиковая инвестиционная компания. Нас мало, мы не сильно забюрократизированы, это позволяет быстро реагировать на какие-то вещи и уделять большое внимание различным деталям, стараться их не упустить.

Вообще, единственная проблема, которую надо решать, – это люди. Все остальное решится само. 

– Сейчас в сфере девелопмента действительно дефицит специалистов?

– Да, это так. Кадровый дефицит есть. Чтобы компании перекупали друг у друга инженеров – когда такое было?

– Бизнес-класс более чувствителен к качеству стройматериалов, а они дорожают. Нет проблем с себестоимостью строительства?

– Это не проблема. Себестоимость действительно выросла, это данность: за 2021 г. стройка подорожала на 30%, и это просто надо учитывать.

– С поставками тоже проблем никаких?

– Каких-то драматических нет, хотя из-за ограничений и перекрытых границ материалы действительно иногда долго едут. Но опять же – если подрядчик на аутсорсе, то привозить оборудование и материалы из-за границы – это их бизнес. Что-то просто приходится заказывать чуть заранее, а для чего-то другого можно подобрать материалы российского производства.

– А как обстоят дела с площадками? Московская земля тоже подорожала?

– Когда цены на жилье поползли вверх, владельцы площадок впали в эйфорию и стоимость площадок тоже начала расти. Но это же экономика: цена продажи площадки должна быть такая, чтобы у девелопера работала финмодель, иначе эту землю никто не купит. Все нужно считать. В нашем случае получается, что каждый проект – это штучная история.

– Обычно штучные – они получаются дорогие.

– Дорогие, мы на это претендуем и делаем, и нам это дает определенную прибавку к стоимости. Tekta в 2021 г. вошла в топ-10 застройщиков Москвы по выручке, и это при том что у нас четыре проекта! Не 10–15, а четыре. Мы максимизировали эффект от продаж, формирования цены и маркетинговой политики.

– Четыре проекта, в которых продажи идут?

– Да, но мы уже готовим новые проекты и в этом году будем их выводить. 

– Какие?

– Один будет в районе метро «Нагорная». Новый проект органично впишется в географию застройки Tekta Group. ЮАО и ЮЗАО мы считаем одними из наиболее перспективных направлений для строительства проектов бизнес-класса в Москве. Здесь хорошая транспортная доступность, много зеленых зон и есть вся необходимая инфраструктура. При этом столичные власти планируют их дальнейшее позитивное развитие, и мы надеемся стать участниками этих положительных преобразований. 

По другим площадкам еще не закрыты сделки, поэтому мы пока не можем их анонсировать.

– На Нагорной ЖК уже строит «Инград»?

– Да, они прямо напротив метро, а мы – по другую сторону. Вообще, вся эта территория вокруг Нагорной была сплошной промзоной – сейчас она активно преобразовывается. Появляются новые скверы, обновляются спортивные и детские площадки, дворы.

– Вы когда в сложившиеся районы заходите с новыми проектами, вы как-то оцениваете, как они повлияют на окружающую среду?

– Безусловно! Мы много работаем с разными архитекторами, проводим конкурсы, чтобы выбрать лучшую концепцию, консультируемся с Москомархитектурой, с городом, чтобы это не противоречило их видению. 

Но вообще Москва уже так разбита на контексты, что говорить о каком-то едином стиле не приходится, но это и хорошо. По большому счету здесь может быть [построено] все, что угодно. Да, это не должно противоречить ближайшему окружению, и всегда заданы какие-то параметры по высотности и плотности, но посмотрите: если с одной стороны пятиэтажки второй половины 1960-х гг., а с другой – какой-то завод и все в железе, то чему тут надо не противоречить?

– Тогда надо что-то яркое делать.

– Или делать ландшафтно-визуальный анализ, откуда какие виды будут. Опять же в Москве существуют определенные тенденции, и город декларирует те или иные предпочтения в архитектуре и стилистике. Специалисты, архитекторы знают, что в тренде и «как сегодня носят».

– По вашим проектам можно судить о том, «как сегодня носят»?

– Да, мы так их и создавали. И они все разные. Если на Севастопольском проспекте стоит 150-метровый небоскреб Eniteo, то понятно, что будет больше стекла, более урбанистические формы, устремленные ввысь. А если мы смотрим Ever на Калужской – то это больше кирпича, семейная среда, с особым подходом к благоустройству двора, совсем другая тактильная зона. Мы сильно заморочены именно на этом тактильном восприятии. Дома высокие, и что там наверху – человека мало интересует. Другое дело – то, что он видит и ощущает на высоте 3–5 этажей вокруг себя. Поэтому мы всегда стараемся, чтобы эта среда была и на глаз, и на ощупь приятной. 

– Конкуренция сейчас в том сегменте, в который вы зашли, усиливается?

– На мой взгляд, это стабильно конкурентный рынок. Сейчас конкуренция больше зависит не столько от числа компаний, сколько от количества проектов, которые выводятся на рынок. Полгода назад, например, в Москве был минимум предложения жилья бизнес-класса за 10 последних лет. Сейчас чуть-чуть все это отрастает. Поэтому наш замысел в том, чтобы выделиться в конкурентной среде именно за счет детальной проработки проектов и внимательного отношения к продукту. По объему 150 000–200 000 кв. м в год достаточно.

– Цены выросли, ипотека дорожает, уже мы говорим о двузначных цифрах по кредиту. Как продавать, учитывая, что даже в бизнес-классе люди берут ипотеку?

– И в премиальном тоже. Я не согласен с тем, что дешевая ипотека является драйвером «пандемийного» спроса. Она, конечно, сколько-то там весила [в общем объеме продаж], но не это было главным в нашем сегменте. Например, в премиальном сегменте за время действия льготных программ ипотека тоже сильно подросла и в итоге в процентном соотношении количество покупателей с ипотекой в бизнес- и премиум-классах было сопоставимо. До пандемии ставки тоже были двузначными – и люди так же покупали жилье. Так что драйверы немного другие были, на мой взгляд.

– И какие же?

– Совокупность факторов: ипотека – да, но и, например, накопленная инфляция. Пандемия сыграла свою роль, и серьезную, психологическую. Людям в нестабильное время хочется как-то себя зафиксировать. Ничто не фиксирует так, как возможность схватиться за собственность, за кирпичи – они же тяжелые. И многие именно в пандемию реализовали планы купить квартиру, хотя, возможно, думали сделать это позднее.

– Ваши коллеги говорят, что сейчас достаточно избирательный спрос. Подтверждаете?

– Да, сегодняшний покупатель стал очень требовательным и подкованным. Если раньше его интересовали основные вопросы про расположение, инфраструктуру, то сейчас наши покупатели интересуются материалами фасадов, покрытий на детских площадках и ведут с нами активный диалог. Например, сегодня мы сделали виртуальную экскурсию по объекту, который скоро будет вводиться в эксплуатацию. И получили в чат 2000 сообщений от людей, уже купивших там квартиру. 

– А по существу что-то было? Люди, которые уже купили у вас квартиру, часто ругают за что-то?

– Это всегда происходит. И одна из бизнес-идей, которую я декларировал на входе и под которую я собираю команду, – продумывая проект, наполняя его продуктовыми характеристиками, придерживайтесь очень простого правила: думайте о том, как люди ими будут пользоваться, в проекте не должно быть нелепых и ненужных решений. 

– Вы поддерживаете общение в чатах с покупателями?

– По мере необходимости. Тут нельзя переборщить, но мы всегда отвечаем на вопросы. Потому что у нас перед покупателями обязательства, они регламентируются и документами, и законами. И если запрос по существу, то мы реагируем и исправляем. Если мы считаем, что это уже откровенный потребительский терроризм, то проводим границу. Но стараемся с людьми общаться и быть максимально клиентоориентированными. Это же имиджевая история, мы ее только создаем и считаем себя компанией адекватной и ответственной.

– Умные решения для дома, конечно, есть в проектах?

– Конечно. Все прикладные, утилитарные решения, все, что есть приличного и удобного, полезного и не слишком сложного. Совсем сложные системы – их не продать, они пугают людей, даже если их установить, ими в итоге никто не пользуется.

– В Москве площадок хватит на все планы?

– Конечно.

– Иногда начинает пугать девелоперская активность.

– Я понимаю, о чем вы говорите, но это удел всех мегаполисов.

ЖК ENITEO. Застройщик: ООО Специализированный застройщик «ТЕКТА-АКАДЕМИЧЕСКАЯ», проектная декларация на сайте наш.дом.рф

ЖК EVER. Застройщик: АО Специализированный застройщик «ТЕКТА-ОБРУЧЕВА», проектная декларация на сайте наш.дом.рф

Самое популярное
Горожане
«Живу в Москве как в Риме». Влад Лисовец — о том, как организовал себе европейский образ жизни
Гуляем по Москве с экспертом моды и телерадиоведущим
Наш город / Галерея
20 тысяч спортсменов приняли участие в Московском полумарафоне
Самый массовый забег России на дистанции 21,1 километра состоялся в столице в воскресенье
Наш город
Не по возрасту. Почему молодое поколение кажется таким инфантильным
«Современные подростки в меньшей степени готовы принимать важные решения и предпочитают перекладывать свою ответственность на других»
Горожане / Мнение
Новые бренды, прежний вкус: какие изменения ждут столичных кофеманов
Снижать качество напитков кофейни не планируют
Наш город
В Москве стали производить больше лекарств и медицинских изделий
Cегодня в столице работают 84 фармацевтических предприятия и 60 предприятий по производству медицинского оборудования
Свободное время
Куда пойти в выходные 14-15 мая
Премьера «Кабаре» без Лайзы Минелли, книжный маркет и новый океанический ресторан
Другие города
Спасение с Востока: какие авто придут на смену известным маркам
Большая часть автобрендов повысили цены на свою продукцию от 37% до 60%
Гараж
Можно без рук: тестируем Subaru Outback нового поколения
Популярный японский универсал сменил салон, модернизировал автопилот и увеличил мощность
Наш город
Столичные бизнесмены получили 39 тысяч консультаций по мерам поддержки
В Москве также работает прямая линия по вопросам поддержки бизнеса в условиях санкций
Наш город
Чихали на праздники. Как избавиться от аллергии раз и навсегда
Сезон цветения вызывает у людей с поллинозом панику, но есть ряд разработок, которые позволят не только уменьшить, но и полностью купировать аллергические симптомы
Наш город
Москва самокатная: какие устройства ждут пользователей в новом сезоне
Новый вид транспорта покоряет Москву – в этом году столичный парк электросамокатов в прокате увеличится до 40 000
Свободное время
Пет-терапия в городе. Как животные помогут справиться со стрессом и поднять самооценку
Где в Москве пообщаться с «хвостатыми психотерапевтами»
Наш город / Галерея
День Победы в Москве
Парад Победы и акция «Бессмертный полк» в столице
Другие города
Места силы и сельский экстрим: что набирает популярность в Дагестане
Туристы тянутся к тишине и красоте, принимая отсутствие удобств
Наш город
Москвичи заступились за «ё»
Москвоведы просят не забирать «ё» с улиц столицы