Номинанты премии «Импульс»: транспорт и дорожное строительство
«Ведомости» выбирают лучшие инфраструктурные проекты, реализуемые за счет различных форм финансированияМеханизм государственно-частного партнерства обеспечивает эффективное привлечение средств бизнес-сектора в различные инфраструктурные проекты, начиная от транспортной сферы до строительства дорог, школ, медучреждений и спортивных объектов. В рамках цикла публикаций продолжаем знакомить читателей с номинантами премии «Импульс» в категориях «инфраструктурные проекты с использованием ГЧП» и «альтернативные формы финансирования проектов».
Еще в древности было известно, что развитие дорожной и транспортной инфраструктуры – это один из ключей к экономическому развитию региона в целом, отмечает Андрей Павлович, генеральный директор LogiX «Яков и Партнеры».
Строительство дорожной инфраструктуры создает новые рабочие места и увеличивает торговый потенциал региона. Например, обход Тольятти, по словам авторов проекта, может создать до 130 000 рабочих мест и увеличить экспортный потенциал региона до 1,5 раз. А канатная дорога через Оку в Нижнем Новгороде не только позволяет людям экономить по полчаса в день, но и стимулирует развитие близлежащей территории – около 300 000 кв м. нового жилья будет построено в зоне ее расположения. Также дорога станет импульсом для создания новой рекреационной зоны, которая, по расчетам авторов проекта, будет привлекать до 1,3 млн туристов в год, рассказал Павлович.
Проекты ГЧП в сфере транспорта и дорожной инфраструктуры играют важную роль в повышении мобильности населения, стимулировании регионального развития и экономики России. На соискание премии в категориях «транспорт» и «дорожное строительство» представлено 15 проектов.
Нижегородская область: канатная дорога через Оку и электротранспорт
В Нижнем Новгороде реализуется инновационный проект по строительству канатной дороги через реку Оку. 4,9 млрд руб. направили на создание быстрого, комфортного и экологичного способа передвижения между двумя берегами реки. Канатная дорога напрямую соединит проспекты Ленина и Гагарина, сокращая время в пути на 30 минут ежедневно.
Предполагается, что канатная дорога через Оку станет новым драйвером территориального развития Нижнего Новгорода. Около нее будет построено 300 000 кв.м нового жилья. Ежедневный трафик между зонами влияния канатной дороги вырастет с 27 700 до 40 000 пассажиров. Канатная дорога станет импульсом для создания новой рекреационной зоны, которая привлечет более 1,3 млн туристов в год.
В Нижнем Новгороде также реализуется проект по созданию и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта. 51,3 млрд руб. инвестированы в обновление инфраструктуры и улучшение транспортного обслуживания.
Санкт-Петербург: трамвайная сеть в Славянке
В Санкт-Петербурге реализуется проект по созданию и эксплуатации трамвайной линии от станции метро «Купчино» до поселка Шушары и микрорайона Славянка. Концессионное соглашение между Санкт-Петербургом и ООО «БалтНедвижСервис» подписано в 2019 г. и рассчитано на 30 лет (до 2049 г.). Более 51 млрд руб. будут направлены на строительство новой транспортной артерии, которая позволит улучшить транспортную доступность для более 13 млн пассажиров в год. Время поездки от метро до Славянки сократится вдвое, до 30–40 минут. Проект будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию смежных отраслей промышленности.
Челябинская область: модернизация троллейбусной сети
В Челябинске реализуется масштабный проект модернизации троллейбусной сети. 15,4 млрд руб. инвестировано в закупку 168 троллейбусов, реконструкцию депо и тяговых подстанций, а также прокладку новых контактных линий. Проект охватывает активно развивающиеся районы города и позволит улучшить транспортное сообщение, сократив время ожидания транспорта до 10 минут. Один из крупнейших проектов государственно-частного партнёрства в регионе также будет способствовать строительству нового жилья и созданию рабочих мест.
Пермский край: обновление системы городского электротранспорта
В 2022 г. городская администрация Перми, правительство Пермского края и компания «Мовиста Регионы Пермь» подписали концессионное соглашение об обновлении системы городского электротранспорта столицы Прикамья. Инвестиции в размере 16,3 млрд руб. будут направлены на реконструкцию трамвайных путей и контактной сети, модернизацию депо и тяговых подстанций, а также приобретение новых 44 односекционных трамваев. Проект направлен на повышение скорости и регулярности движения трамваев, улучшение комфорта для пассажиров, сокращение выбросов вредных веществ и повышение провозной способности транспорта.
Свердловская область: трамвайная линия Верхняя Пышма – Екатеринбург
В Свердловской области запущена межмуниципальная трамвайная линия между городами Верхняя Пышма и Екатеринбург. Инвестиции в размере 2,4 млрд руб. позволили построить 9-километровую трамвайную линию с 14 остановками и современным депо. Проект предусматривает поставку 11 низкопольных трамваев и обслуживание линии в течение 10 лет. Трамвайное сообщение между городами улучшило транспортную доступность и сократило время в пути до 25 минут.
Курская область: модернизация трамвайного маршрута
В Курске реализуется проект по модернизации трамвайного маршрута с использованием ГЧП. Инвестиции в размере 12,9 млрд руб. направлены на реконструкцию трамвайных путей, контактной сети, тяговых подстанций и остановочных павильонов. В рамках проекта также поставлено восемь современных низкопольных трамваев «Львенок». Модернизация позволила улучшить комфорт и безопасность перевозок, а также обеспечить цифровое управление транспортной системой.
На сегодняшний день в рамках концессионного соглашения с «Мовиста Регионы Курск» в городе реконструировали 20,8 км путей, контактные сети, четыре тяговых подстанции, установили современные остановочные павильоны со схемой маршрута и расписанием, которое можно узнать, отсканировав QR-код. Подвижной состав обновился за счет восьми современных низкопольных трамваев «Львенок». До конца 2024 г. планируется реконструировать еще 21,8 км путей и трамвайное депо, а также поставить 14 «Львят».
Омская область: Северный обход города Омска
В Омской области реализуется ГЧП проект по строительству Северного обхода города Омска. Концессионное соглашение заключено между Омской областью и ООО «ИнфраГЧП-А». Инвестиции в размере 63,2 млрд руб. направлены на создание скоростной автомагистрали, связывающей федеральные автодороги Р-402 Омск – Тюмень и Р-254 «Иртыш».
Строительство объекта востребовано в связи с перегруженностью улично-дорожной сети Омска, вызванной расположением крупных промышленных предприятий в северной части города. Проект также поможет снизить экологическую нагрузку на областной центр и повысит инвестиционно-строительную привлекательность направления как части транспортного коридора, соединяющего скоростные магистрали Центральной России, Урала и Западной Сибири.
«В ГЧП проекте строительства Северного обхода Омска применяются вторичные минеральные ресурсы, такие как золошлаковые смеси. Это основной продукт сжигания угля на станциях, способный заместить до 20% объема цемента при производстве строительных материалов. Это удачный пример снижения себестоимости проекта при сохранении уровня качества дорожного полотна», – считает Павлович.
Омская область находится на маршруте Международного транспортного коридора Транссиб (МТК). Объемы перевозок по МТК в перспективе будут интенсивно наращиваться в связи с реализуемыми мерами по модернизации транспортной инфраструктуры. В перспективе данный участок станет частью транспортного коридора в КНР.
Сахалинская область: транспортная инфраструктура в Южно-Сахалинске
В Сахалинской области реализуется проект по созданию и эксплуатации участков автомобильной дороги в микрорайоне «Уюн» города Южно-Сахалинска. 10,6 млрд руб. инвестированы в строительство современной транспортной инфраструктуры, включая автомобильные дороги и путепроводы. Инициатива является частью национального проекта «Жилье и городская среда» и предусматривает улучшение транспортной доступности нового жилого квартала «Уюн-парк», в котором планируется строительство школ, детских садов и других социальных объектов.
Амурская область: путепровод через Транссибирскую железную дорогу
В Амурской области строится путепровод через Транссибирскую железную дорогу в поселке Новобурейский. Проект реализуется по концессии с привлечением кредита Газпромбанка и льготного займа со стороны «Дом.РФ». Подрядчик – ГК «Бамтоннельстрой-Мост», на счету которого возведение двух мостов через реки Амур и Зею. Инвестиции в размере 2,8 млрд руб. будут направлены на строительство путепровода, который пройдет над тремя железнодорожными путями, а также на строительство подъездных дорог. Протяженность путепровода – 107,46 м. Общая протяженность подъездов путей в стороны Малиновки и Новобурейского – 2252,5 м.
Путепровод позволит разгрузить грузопоток и улучшить транспортную доступность в регионе, стимулируя его жилищное строительство и экономическое развитие.
По словам Павловича, сегодня есть тренд на сокращение межпоездного интервала на магистрали, что приводит увеличивающейся аварийности и снижению стабильности ее работы. Тем временем убытки, возникающие при простое Транссиба из-за восстановительных работ, сопоставимы с затратами на возведение путепроводов над дорогой. Новый путепровод снизит нагрузку на переезды, за счет чего компенсируется тренд на снижение межпоездных интервалов, что в свою очередь увеличит стабильность магистрали. Даже такие небольшие проекты ГЧП повышают безопасность маршрутов федерального масштаба.
Самарская область: обход города Тольятти
В Самарской области реализован масштабный проект по строительству обхода города Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу. 140,4 млрд руб. инвестированы в создание современной автомагистрали, которая станет частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Проект предусматривает строительство моста через Волгу, транспортной развязки и подъездных дорог.
Новая дорога сэкономит от одного до двух часов пути, что в результате поможет не только увеличить экспортный потенциал Самарской области до 1,5 раз, но и стать важной частью маршрута для развития торговли между Россией, Центральной Азией и Китаем, считает Павлович.
Москва: проспект Багратиона
В Москве запущен концессионный проект «Проспект Багратиона» – первая скоростная магистраль в черте города, созданная с использованием ГЧП. Инвестиции в размере 68 млрд руб. позволили построить бессветофорную магистраль, связывающую деловой центр «Москва-Сити» и ТТК с МКАД. Проспект Багратиона улучшил транспортную доступность для более 700 000 жителей шести районов города, сократив время в пути до центра до 7 минут.
Санкт-Петербург: Витебская развязка ЗСД
В Санкт-Петербурге в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенным между Санкт-Петербургом, ООО «Магистраль северной столицы» и АО «Западный скоростной диаметр» реализуется проект по строительству Витебской развязки Западного скоростного диаметра (ЗСД). 42,4 млрд руб. направлено на создание транспортной развязки протяженностью 2,6 км с шестью полосами движения. Проект предусматривает строительство опор, укладку асфальта, установку шумозащитных экранов и улучшение транспортной доступности близлежащих районов. Витебская развязка также станет частью Широтной магистрали скоростного движения, обеспечивая непрерывное движение в направлении восточных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Проекты в сфере транспорта и дорожного строительства, реализуемые с использованием ГЧП, имеют большое значение для улучшения мобильности граждан, развития регионов и повышения качества жизни граждан. Они способствуют созданию современных транспортных систем, улучшению безопасности и комфорта перевозок, а также стимулируют экономическое развитие и привлечение частных инвестиций.
В этом году на премию «Импульс» было подано 96 заявок, из которых 62 проекта реализуются с использованием механизмов ГЧП. Еще 34 проекта представлены в категории инфраструктурные проекты (иные формы финансирования). География номинантов премии охватывает различные регионы России, от крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, до Центральной России и Дальнего Востока.