От нефти до маркетплейсов: как меняются маршруты российско-китайской торговли

Эксперты ждут эффект от последних логистических решений России к концу года
Пресс-служба РЖД
Пресс-служба РЖД

По итогам 2024 г. совокупный товарооборот между Россией и Китаем достиг рекордного показателя – $245 млрд. Россия поставляет в КНР в первую очередь сырье – нефть, уголь и природный газ, а также медь, топливо и древесину. Китай экспортирует электронную и сельскохозяйственную технику, промышленное оборудование, транспортные средства, а также товары для быта, одежду, обувь, детские игрушки и др.

Однако с начала 2025 г. товарооборот показал падение. За период с января по июль объем торговли Китая и России сократился на 8,1% в годовом исчислении, до $125,8 млрд, сообщал ТАСС со ссылкой на Главное таможенное управление КНР. Эксперты связывают падение со снижением цен на минеральное сырье и энергоносители, которые занимают порядка 70% российского экспорта в Китай. На экспорт из КНР влияет снижение курса рубля и высокий уровень ставки ЦБ в 21%, отмечал ранее в разговоре с «Ведомостями» директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Впрочем, эти цифры могут отчасти говорить о естественной коррекции показателей с исторических максимумов, считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

Объемы трансграничной торговли не отражают всего потенциала российско-китайской внешней торговли, сказал в беседе с представителем приложения «Ведомости. Промышленность» доцент кафедры логистики факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Александр Арский. «С одной стороны, представители китайского малого бизнеса «импортозамещают», например, многие кондитерские изделия из России. С другой – российские производители медлят с выходом на перспективный китайский рынок, инвестируя в основные фонды на месте базирования предприятий в ЦФО», – поясняет Арский. Ключевым игрокам рынка – маркетплейсам и логистическим операторам – приходится активно включаться в развитие восточного направления, наращивать свою инфраструктуру и предлагать новые решения.

Железнодорожный потенциал

Большой потенциал для трансграничной торговли сегодня есть у крупных логистических компаний, в том числе у «Почты России», считает Арский: «Ее развитая сеть интегрирована с Федеральной таможенной службой в части оборота международных почтовых отправлений и имеет представительства даже в отдаленных населенных пунктах, а также обладает транспортным парком и персоналом». Партнерство с Китаем действительно одна из важных составляющих для «Почты России», которая доставляет отправления в 153 страны, сообщил изданию «Ведомости. Промышленность» представитель компании: «На Китай сегодня приходится порядка 95% импортного трафика. Страна также остается одним из лидеров экспорта, стабильно держась в топ-3». Он добавил: в последние годы развивается мультимодальная доставка, включая комбинирование разных видов транспорта.

Среди новых решений – сервис доставки из китайского города Хуньчунь, который расположен рядом с российской границей, рассказал представитель «Почты России». Он уточнил: проект создан совместно с РЖД. Регулярные перевозки коммерческих партий из Китая в Россию запущены в начале 2025 г. Менее чем за две недели можно доставить товары в Москву на склад клиента. На первой миле груз перевозят автотранспортом до приграничной железнодорожной станции Хуньчунь. Затем товары оформляют на таможне и грузят в почтово-багажные вагоны поездов, которые на станции Уссурийск прицепляются к составу поезда, ежедневно курсирующего по маршруту Москва – Владивосток – Москва. Далее грузовики доставляют уже растаможенные товары прямо на склад клиента. Вагоны с китайским импортом могут следовать в Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург и др. По данным «Почты России», маршрут через пограничный пункт пропуска Хуньчунь Камышовая сокращает срок доставки для Дальнего Востока в среднем на два дня, в другие регионы – до семи дней.  

В мае 2025 г. компания возобновила наземную доставку из России в Китай. Ее временно приостанавливали: «Почта» пересматривала места приема наземного экспорта из России, сообщил представитель компании.

Железнодорожные перевозки могут быть использованы как альтернатива морским для поставок машинокомплектов и автокомпонентов из Китая, считает партнер Kept, руководитель практики по работе с компаниями автомобильной промышленности Станислав Зингиревич. «Железнодорожные перевозки значительно превосходят морские по скорости», – подчеркнул эксперт. Но отметил, что есть риск возникновения временных задержек из-за разных требований к количеству вагонов в составе в России и Китае, пиковых загрузок и ошибок в сопроводительных документах.

В российско-китайском направлении также активно развивают свой бизнес логистические компании СДЭК, Pony Express и Boxberry (последняя с октября 2025 г. будет полностью интегрирована в «Яндекс. Доставку»).

Маркетплейсы в деле

С 2023 г. развивают свое сотрудничество с Китаем и российские маркетплейсы. Поставщики из КНР все смелее выходят на российские площадки. «Трансграничная торговля – это важное дополнение к нашему основному бизнесу, где ключевая роль принадлежит российским продавцам. Несмотря на активный рост заказов из Китая, Турции и стран нашего присутствия в ЕАЭС, все же их доля в общем обороте маркетплейса незначительна», – рассказал приложению «Ведомости. Промышленность» генеральный директор Ozon Global Степан Гусамов.

По его словам, ключевая задача в этом направлении сейчас – «преодоление традиционных сложностей, связанных с логистикой и таможенным оформлением». Решением стал запуск таможенно-логистического центра в Благовещенске. «Этот хаб обеспечивает быстрое таможенное оформление отправлений из Китая, а также дает полную прозрачность для контролирующих органов», – сообщил Гусамов. В планах компании – развитие подобной таможенной инфраструктуры и в других регионах России, чтобы сделать недорогие товары еще доступнее для покупателей по всей стране.

На территории Китая Ozon Global развивает партнерскую сеть складов в 11 городах, что позволяет масштабировать логистику без строительства собственного фулфилмент-центра, говорит Гусамов.

В декабре 2023 г. с китайскими селлерами стал сотрудничать маркетплейс Wildberries.

«Рождественское ралли» покажет

Об экономических итогах решений российских компаний, которые были внедрены в трансграничную торговлю в 2025 г., можно будет делать выводы в четвертом квартале этого года, считает Масленников. «Когда начнется «рождественское ралли», станет понятно, насколько эффективны эти сервисы», – уверен эксперт.

«Закономерная синергия потенциалов ОАО «РЖД» и «Почты России» даст свои плоды по итогам года», – соглашается Арский. По его мнению, увеличение товарооборота с Китаем невозможно без трансформации российской транспортной отрасли и инфраструктуры, в частности Транссибирской магистрали. «Объемы торговли растут год от года, логистика должна поспевать», – подчеркнул Арский.

В ближайшее время китайские товары продолжат составлять «здоровую конкуренцию» российским на маркетплейсах, отмечают эксперты. С одной стороны, прямые поставки из КНР делают товары дешевле из-за отсутствия посредников, с другой – становится сложнее контролировать качество товара, потому что у компаний-производителей нет своих заводов или дилеров в России. Такая ситуация может привести к увеличению контрафакта на российском рынке, но пока ярко выраженной тенденции нет, отметил Масленников.

Тренд ближайшего времени – рост потребления товаров широкой номенклатуры в России, считает Арский. По его мнению, процессы автоматизации в логистике важны и продолжают совершенствоваться, но это – «тюнинг в системе». Основная роль должна отводиться повышению качества транспортного парка. При этом маркетплейсы будут комбинировать использование собственного и привлеченного транспорта, так же как и использовать аренду и свои ресурсы в части складских услуг, заключил Арский.