Вакансия для робота

Почему Дальнему Востоку необходимо стать территорией опережающего технологического развития

Одна из важнейших тем Восточного экономического форума (ВЭФ) – технологическое развитие Дальнего Востока. Как отметил на пленарном заседании президент, «осваивать эти пространства нужно современными методами». Самый большой макрорегион страны должен стать территорией, где будут успешно развиваться высокотехнологичные проекты.

Автоматизация, роботизация – не просто слова, а насущная необходимость. ДФО сегодня лидирует среди округов по темпам роста инвестиций в основной капитал (+88% в 2025 г. к 2024 г.), занимает 2-е место по росту реальных среднедушевых доходов населения (+22% к 2024 г.). За десятилетие ВРП увеличился с 4 трлн до 11 трлн руб., индекс качества городской среды с 2009 г. вырос со 145 до 198 пунктов, отношение стоимости потребительской корзины в ДФО к уровню РФ снизилось со 128 до 112% – т. е. стоимость жизни на Дальнем Востоке выравнивается, приближаясь к среднероссийской.

При этом потенциал развития макрорегиона ограничивается кадровым ресурсом. Хотя начавшийся в конце прошлого века отток населения сегодня уменьшается, с появлением новых производств дефицит рабочей силы остается одним из главных вызовов. Камеральная потребность в рабочих руках только по обязывающим соглашениям с АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» в рамках реализации проектов на территориях с преференциальными режимами составляет в ДФО 56 000 сотрудников.

Получается уравнение с несколькими неизвестными. Чтобы решить его, требуется системный подход и современные технологии. В том числе развитие собственных проектов с применением искусственного интеллекта для сбора и анализа больших данных. Внедрение роботизированных, безлюдных технологий для добычи полезных ископаемых в суровых климатических условиях, для выполнения рутинных, опасных, вредных для здоровья людей работ. Автоматизация приборостроения, судостроения и авиастроения, обновление морского и воздушного флота в условиях кадрового голода. Стержнем новой Стратегии социально-экономического развития ДФО на период до 2050 г. должен стать ускоренный переход к современным технологиям.

С одной стороны, мы стартуем с низкой базы. Россия отстает от многих развитых экономик в роботизации и автоматизации. У стран-лидеров на каждые 10 000 сотрудников больше 1000 роботов. В России парк промышленных роботов на конец 2024 г. составил 20 864 единицы, численность сотрудников обрабатывающей промышленности – 7,1 млн человек, т. е. на 10 000 работников приходится 29 роботов. В ДФО парк промышленных роботов в 2024 г. составлял 118 единиц (это втрое больше, чем в 2023 г.). Плотность роботизации – 6 роботов на 10 000 работников обрабатывающей промышленности. Из 5243 роботов, применяемых в России в сфере логистики, лишь 75 трудится на Дальнем Востоке.

С другой – многое делается, чтобы преодолеть это отставание. В соответствии с нацпроектом «Средства производства и автоматизации» к 2030 г. должна быть обеспечена плотность роботизации в 145 единиц на 10 000 человек. На эти цели в ближайшие шесть лет будет выделено более 130 млрд руб. В 2025 г. стартовал федеральный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства», в рамках которого, например, Фонд содействия инновациям по программе «Развитие» предоставляет гранты до 30 млн руб. с софинансированием в 15% предприятиям, которые занимаются научными разработками с высоким потенциалом коммерциализации. Для стимулирования производства отечественной промышленной робототехники и увеличения спроса для производителей введены компенсация скидки на покупку промышленного робота, включенного в Реестр российской промышленной продукции; субсидирование процентной ставки по оборотным кредитам; льготное кредитование от «МСП банка» под 5% для предприятий станкостроения и робототехники с суммой кредита до 200 млн руб. и сроком до пяти лет. Предприятия могут рассчитывать на промышленный кэшбэк – компенсацию до 20% расходов на внедрение промышленной робототехники.

И ситуация меняется. Во Владивостоке один из крупнейших маркетплейсов открыл первую очередь современного логистического центра: конвейерные линии, автоматизированные зоны приемки и отгрузки, роботы FMR для перемещения паллет и оборотной тары внутри комплекса. В регионах ДФО работает несколько роботизированных ферм. Безлюдные технологии применяются на карьерах Баимской рудной зоны на Чукотке. Улан-Удэнский авиационный завод (АО «Вертолеты России») использует робототехнические решения российской разработки в производстве и автоматизации складской деятельности. В сентябре власти Сахалинской области подписали соглашение с российской IТ-компанией Sitronics KT по использованию дронов в морской среде. На ВЭФе заключено соглашение с российской Cognitive Pilot о создании первого в РФ сервисного парка беспилотных агророботов в Амурской области.

При этом комплексный подход предполагает, что федеральные программы далеко не всеохватны и план развития должен учитывать региональный потенциал. До конца года правительство по поручению президента подготовит на базе национальных проектов по обеспечению технологического лидерства соответствующую программу развития применительно к Дальнему Востоку и Арктике. Она затронет и правовые рамки. Например, на Сахалине действует экспериментальный правовой режим, позволяющий ускоренными темпами обкатывать беспилотные технологии. И в 2025 г. в транспортно-логистической сфере региона произошли значительные события. В марте БПЛА самолетного типа «Аист» компании «Аврора-БАС» пролетел из аэропорта г. Оха на Сахалине через Татарский пролив и приземлился в аэропорту Николаевска-на-Амуре. Это был первый полет беспилотного аппарата по всем правилам гражданской авиации, он длился 2 часа 22 минуты. А летом на базе аэродрома «Пушистый» в Корсаковском районе Сахалина появился первый в России дронопорт.

Значение беспилотных технологий для Севера переоценить трудно. В октябре 2024 г. в Якутии БПЛА впервые перевез малогабаритный груз из с. Бердигестях до с. Кептин Горного района. Расстояние – 150 км. Аппарат летел на высоте 1000 м, нагруженный лекарствами из центральной районной больницы, почтой, конфетами для детей. Путь на автомобиле занял бы 6–9 часов, а беспилотник доставил груз за 1,5 часа. Всего в рамках этого проекта в течение семи дней совершили 42 полета, перевезли более 100 кг лекарств, запчастей, продуктов питания, почты. В июле 2025 г. Якутск и пос. Нижний Бестях на противоположных берегах Лены, в 12 км друг от друга, соединила воздушная переправа – регулярная линия доставки малогабаритных грузов БПЛА. Это коммерческий проект – так бизнес выступает драйвером внедрения инновационных решений.

Технологическое развитие Дальнего Востока складывается из множества деталей: создаются межрегиональные цепочки, развивается инфраструктура, меняется подход к кадровому обеспечению. В 2024 г. на базе АНО ВО «Университет Иннополис» в Татарстане был открыт головной Центр развития промышленной робототехники. До 2030 г. планируется создать сеть из 30 центров-спутников по всей стране. В ближайшем году такие центры будут развернуты и на Дальнем Востоке. Задачами центров должны стать не только передовые разработки и подготовка кадров, но и программы повышения квалификации действующего инженерного состава, услуги промышленного аудита и разработки технико-экономического обоснования роботизации действующих производств.

Перспективным представляется и применение инструмента территорий опережающего развития для развертывания в ДФО серийных производств промышленной робототехники. Синхронизация промышленной, образовательной и демографической политики должна обеспечить Дальний Восток кадрами в достаточной мере для сохранения высоких темпов развития.