Нефинансовая отчетность в России: от международных норм к отечественным решениям
Как и зачем компании внедряют национальный стандарт для оценки общественного капиталаВ последние годы сфера нефинансовой отчетности в России претерпела серьезные изменения. Ранее отчеты об устойчивом развитии составлялись преимущественно по международным стандартам, которые не в полной мере отражали национальные приоритеты. Отсутствовал и комплексный инструмент для оценки вклада бизнеса в достижение целей развития страны.
Согласно исследованиям, которые АКРА совместно с Комитетом по интегрированной отчетности проводит каждые полгода начиная с 2023 г., компании при подготовке отчетов об устойчивом развитии используют несколько стандартов одновременно. По данным последнего опроса с участием 120 организаций, большинство из них по-прежнему применяют международные стандарты. При этом увеличилось число респондентов, для которых зарубежные рынки закрылись, что повлекло либо полный отказ от публичной нефинансовой отчетности, либо прекращение использования международных стандартов. Около 10% компаний, согласно данным нашего опроса, уже не планируют использовать какие-либо зарубежные стандарты и рекомендации, однако говорить об устойчивой тенденции пока преждевременно.
В мае 2024 г. Агентство стратегических инициатив представило президенту России Владимиру Путину стандарт общественного капитала бизнеса (СОКБ). Разработка этого документа была инициирована еще в 2022 г., когда был возрожден проект по созданию отечественных стандартов нефинансовой отчетности и комплексной системы оценки вклада компаний в решение национальных задач. Под общественным капиталом в документе понимается вклад компании в развитие общества и защиту окружающей среды, а также создание ценности для ключевых заинтересованных сторон. Появление полностью отечественного инструмента оценки может стать одним из факторов развития практик устойчивого развития в России.
Сегодня в нашей стране нефинансовую отчетность формирует около 120–150 компаний крупного бизнеса. Мы прогнозируем осторожный рост этого показателя до 160 организаций в сегменте крупного бизнеса. Со стороны больших организаций существует запрос на проведение оценки нефинансовой деятельности. Что касается малого и среднего предпринимательства, то представители этого сектора в основном сосредоточены на операционной деятельности и данная тема вряд ли станет для них приоритетной.
Тем не менее даже среди крупных компаний есть те, которые ранее не занимались подготовкой нефинансовой отчетности, и для них сейчас эта тема относительно новая. Бизнес пока ждет практических кейсов. Если они появятся и покажут, что затраты на внедрение системы оценки общественного капитала не превысят потенциальную выгоду, тогда система заработает. Как именно будут стимулировать бизнес в случае высокой оценки по стандарту, пока не решено. В центре обсуждения в настоящее время – снижение административных барьеров.
Если оценивать не формальную отчетность, а фактическую деятельность компании, то практически все крупные организации в той или иной форме вовлечены в реализацию инициатив общественного капитала. В сегодняшних условиях такое вовлечение в большой степени обусловлено сохраняющейся кадровой проблемой, которую невозможно бесконечно решать исключительно повышением заработных плат. Бизнес вынужден внедрять социальные программы, многие из которых подробно описаны в СОКБ.
С экологией и корпоративным управлением ситуация сложнее. Многие компании, например, из сферы услуг уделяют большое внимание вопросам охраны окружающей среды, хотя их влияние на природу намного меньше, чем у промышленного сектора. А вот вопросы корпоративного управления и антикоррупционной политики в основном сосредоточены в крупном бизнесе, в особенности среди публичных акционерных обществ, которые обязаны соблюдать соответствующие требования.
Одна из сложностей при внедрении СОКБ – требование увязки нефинансовых показателей с финансовыми результатами. Этот подход соответствует общемировому тренду и принципам международных стандартов финансовой отчетности. По нашим оценкам, лишь 10–20 российских компаний сейчас формируют отчетность с учетом таких принципов. Дополнительным вызовом может стать наличие в СОКБ узкоотраслевых показателей. Это, например, расходы организации на улучшение качества дорожной сети, проекты по повышению туристической привлекательности территории России, инвестиции, связанные с достижением технологического суверенитета и структурной адаптацией экономики страны и т. д. В перспективе целесообразно и создание отраслевых стандартов, однако это потребует времени.