Московским экспортерам пообещали выход на Alibaba

Мэрия закупит для них аккаунты «золотого поставщика»
До конца года Московский экспортный центр (МЭЦ) поможет 100 предпринимателям открыть аккаунт на Alibaba.com
До конца года Московский экспортный центр (МЭЦ) поможет 100 предпринимателям открыть аккаунт на Alibaba.com / Ng Han Guan / AP

Осенью прошлого года Анна Одринская вместе с бизнес-партнером Ильей Дмитровым открыли в Москве производство женских комбинезонов под брендом Way2Walk. Ежемесячно компания продает 100–200 комбинезонов в столице и регионах. Средняя выручка – 1,3 млн руб. в месяц. К апрелю предприятие впервые вышло на самоокупаемость и стало получать прибыль, рассказывает Одринская.

Теперь партнеры хотят продавать одежду за рубеж, чтобы получать валютную выручку и расширять производство. Одринская и Дмитров мечтают выйти на онлайн-площадку оптовых продаж Alibaba.com. Они надеются, что смогут продавать на этом сайте 2500 комбинезонов в год.

До конца года Московский экспортный центр (МЭЦ) поможет 100 предпринимателям открыть аккаунт на Alibaba.com. Краткая информация о приеме заявок от предпринимателей появилась на сайте МЭЦ 19 апреля, подробности предлагается узнавать по телефону или запросом по электронной почте. Поддержку получат только те предприятия, которые минимум полгода платят налоги в Москве и производят товары на территории города, пояснил представитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Приоритет будет у компаний с хорошими финансовыми показателями. На выбор жюри повлияет положительная динамика налоговых отчислений в городской бюджет, среднегодовой зарплаты и выручки, отмечает представитель. Сколько подано заявок, департамент не раскрывает. Но претендентов может быть много. По данным департамента, в Москве насчитывается свыше 4700 компаний-экспортеров.

В середине мая станут известны первые 10 компаний, которые выйдут на Alibaba.com за государственный счет. МЭЦ купит для предприятия «золотой статус» поставщика на сайте Alibaba.com, эта услуга стоит $1399 в год, рассказывает представитель департамента. По его словам, «золотой статус» позволит производителю выставлять на электронную витрину неограниченное количество товаров, а его продукция будет показываться в каталоге и результатах поиска на сайте в приоритетных позициях.

Как объясняет представитель Alibaba Group, для получения «золотого статуса» нужно оплатить аккаунт и пройти верификацию. Для этого нужно представить копии свидетельства о регистрации и счета за городской офисный телефон не старше трех месяцев, а также доверенность на человека, который от имени компании пройдет короткое телефонное интервью с независимой верификационной компанией.

Эксперты официального партнера Alibaba в России – компании PAL – расскажут предпринимателям, как оформить страницу на площадке, создать товарную карточку и продвигать товар на площадке. В общей сложности услуги по созданию «золотого» аккаунта для участников программы с учетом партнерской скидки и софинансирования от МЭЦ обойдутся не в 55 000 руб., а в 20 550 руб., т. е. на 65% дешевле, уверяет представитель департамента.

Затраты невелики по сравнению с расходами на сертификацию продукции для продажи на Alibaba, причем для каждой страны нужно оформлять отдельный сертификат, говорит Одринская. По ее словам, сертификат на один тип изделий для ЕС обойдется в 1900 евро. Представитель департамента говорит, что финансирование сертификации для экспортеров только в планах. Тем не менее, Одринская и Дмитров одними из первых подали заявки на финансовую помощь МЭЦ.

Критерии отбора расплывчаты, требованиям роста налоговых платежей, зарплат и выручки могут не соответствовать небольшие предприятия, которые действительно производят уникальную продукцию, считает Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России». Он считает, что выбирать кандидатов нужно не по финансовым показателям, а по качеству и перспективности продукции.

Некрупные российские производители уже выходят на зарубежные онлайн-платформы самостоятельно, без всякой помощи государства. И они рассказывают, что основные трудности обнаруживаются уже после открытия аккаунта. Например, брянский производитель стальных язычковых барабанов-глюкофонов Kosmosky продает музыкальные инструменты за границу больше трех лет через онлайн-магазин Etsy и собственный сайт. Основные иностранные покупатели – США, Франция, Германия, говорит представитель Kosmosky Александр Петин. По его словам, в России компания продает в среднем 30-40 барабанов в месяц, а за границу – 40-45 барабанов. Стоимость барабана – 6000-17 000 руб. в России, а за границей – $165-360. В 2015 г. Kosmosky стала торговать барабанами в онлайн-магазине eBay, чтобы расширить географию, рассказал Петин. Предприниматели бесплатно зарегистрировали аккаунт, но потом выяснили, что магазин eBay берет 10% комиссии от выручки в месяц, еще 4,5% с каждого платежа клиента приходилось отдавать платежной системе PayPal. Главное неудобство, пожаловался Петин, заключалось в том, что деньги от покупателей поступали только через два месяца. Через несколько месяцев Kosmosky ушла с eBay. Однако в этом году она вновь планирует вернуться: спрос на барабаны ручной работы за границей большой, производителей мало, поэтому можно играть ценой, говорит Петин. По его словам, большой помощью экспортерам стало бы субсидирование затрат на доставку за границу. Сейчас в среднем за экспресс-доставку в США одного инструмента весом 4 кг Kosmosky платит 3800 руб.

Предприниматель также отметил, что были бы очень полезны консультации по таможенному праву, потому что таможенники регулярно отказываются выпускать посылку за границу из-за ошибок в документах. «Никто не объясняет, как их правильно составлять», – говорит Петин.