Статья опубликована в № 4542 от 06.04.2018 под заголовком: Освобождение от офиса

Чем полезна малому бизнесу регистрация без офиса

Открывать компании можно будет по адресам почтовых отделений
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минэкономразвития предлагает послабление для малого и среднего бизнеса. Оно разрабатывает законопроект, который разрешит предпринимателям открывать новые компании, не имея офиса. В качестве адреса они смогут указывать ближайшее почтовое отделение. Туда будут приходить письма от госорганов. Авторы законопроекта отмечают, что сейчас многие предприниматели, особенно основатели IT-стартапов, вынуждены арендовать помещения, хотя офисы им не нужны и не по карману. «Ведомости» выясняли, облегчит ли новая инициатива жизнь малому бизнесу.

«Мы с партнером два месяца бегали по Москве, смотрели офисы и приходили в ужас: большинство доступных по цене помещений в аварийном состоянии. Там невозможно было находиться, не то что работать», – вспоминает Артем Климов, гендиректор онлайнового агрегатора страховок Prosto.Insure. Компаньоны сняли 20 кв. м в центре города за 30 000 руб. в месяц. По словам Климова, просторных помещений в бизнес-центрах много, а вот найти угол для 2–3 сотрудников практически невозможно. Арендодатели вообще не хотят иметь дел с малым бизнесом, за услугу регистрации юридического адреса требуют дополнительных денег, уверяет он.

Офис в центре Москвы нужен, прежде всего, для престижа, говорит гендиректор компании «Чайные пилигримы» – производителя чая LaosTea Александр Жиряков. LaosTea арендует офис в 42 кв. м у метро за 120 000 руб. в месяц, а также небольшой склад за 15 000 руб. в месяц. По его оценкам, сейчас можно найти неплохое помещение в 30–40 кв. м за 60 000–80 000 руб. за пару недель.

Начинающим предпринимателям вообще не нужен офис, они обычно работают из дома и нанимают удаленных сотрудников. Большинство покупают фиктивный юридический адрес в помещении, где уже прописано несколько десятков юрлиц, говорит Александр Толкач, гендиректор компании – разработчика симуляционных игр СT Influence Games. Он рассказывает, что сам поступил именно так, когда открывал ООО в 2014 г. Стоимость услуги – 12 000–14 000 руб. в год, говорит Толкач.

Позже Толкач решил «съехать» с адреса массовой регистрации, потому что такая регистрация незаконна и рискованна. Налоговая служба в последние годы тщательно проверяет адреса юрлиц и если предпринимателей нет в помещении по месту регистрации, то налоговая служба может исключить ООО из ЕГРЮЛа, говорит Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России». А по данным ФНС, недостоверный адрес регистрации – основная причина исключения юрлиц из реестра. Так, в 2016 г. из ЕГРЮЛа было удалено 780 000 компаний, а в 2017 г. – 520 000.

В 2017 г. Толкач зарегистрировал компанию в собственной квартире. Правда, это не слишком удобно, потому что контрагентам приходится называть личный адрес, а переговоры проводить в домашней обстановке. Регистрацию в отделении «Почты России» он считает идеальным вариантом, тем более что госорганы все равно присылают письма по почте, а связь с ФНС у предпринимателя налажена через электронные сервисы.

«В самом начале мы купили адрес в небольшом кабинете массовой регистрации, но через несколько месяцев банк пригрозил нам закрыть расчетный счет, если не будет офиса. Поступали претензии и от страховщиков, с которыми мы сотрудничали», – вспоминает Климов.

Однако налоговые органы будут присматриваться к компаниям с адресом в почтовом отделении, считает Зеленов, примерно так же, как они изучают организации, зарегистрированные в местах массовой регистрации.

«К контрагентам без настоящего юридического адреса у нас нет доверия», – говорит Жиряков. Он считает регистрацию юрлиц в почтовом отделении сомнительной затеей.

Виктор Зубик, основатель компании «Инвенд», разработчика терминалов самообслуживания, тоже полагает, что неудобно будет иметь дело с контрагентами, зарегистрированными на почте. «Куда я буду присылать претензии? Как я пойму, что учредитель компании получит мои письма?» – недоумевает бизнесмен.

Банки могут отказать в открытии расчетного счета или одобрении кредита юрлицу без офиса, полагает Зеленов. Банкиры уверяют, что процедуры не изменятся. Юрлицам с адресом в почтовом отделении будет даже проще открыть расчетный счет, говорит Андрей Павлов, руководитель службы целевого кредитования «Почта банка», ведь сейчас и так около 50% компаний не находится по указанным адресам. По словам старшего вице-президента ВТБ Руслана Еременко, сам факт регистрации малого предприятия по адресу почтового отделения не станет причиной отказа в кредите. Гораздо важнее для принятия решения информация о финансовом состоянии, о деятельности заемщика и источниках погашения ссуд, говорит Еременко. Как уверяет Денис Скоков, исполняющий обязанности руководителя управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка, если закон будет принят, то предприниматели как с офисом, так и с регистрацией в почтовом отделении будут равны для банка при открытии счета или выдаче кредита.

Читать ещё
Preloader more