С древнейших времен человек пытается призвать на помощь внешние носители для сохранения и передачи знаний. Сначала ими были глиняные дощечки, папирусные свитки, потом книги, сегодня данные перекочевали в электронные базы и облака. Однако с появлением технологий ИИ человечество пытается не только избавить себя от труда запоминать, но и размышлять. Во вне делегируются функции обработки, анализа и построения связей.
Это радикально меняет роль преподавателя. Передача готовых знаний не удовлетворяет современного студента. Являясь пользователем генеративных моделей просто потому, что ему выпало родиться в такое время, он может получить ответ на любой интересующий его вопрос буквально по нажатию кнопки. Задача преподавателя в условиях, когда глобальный рынок ИИ в образовании по оценке Markets & Markets вырастет с 2,21 млрд долларов в 2024 году до 5,82 млрд к 2030-му со среднегодовым темпом в 17,5 % — предложить такой сценарий обучающей деятельности, в котором цифровой инструмент уже не опора для усвоения знаний, а ускоритель мышления. Сюжет предполагает движение от проверки памяти к развертыванию навыков поиска и критического анализа.
Как университетская аудитория, так и обучающиеся самостоятельно сталкиваются с одними и теми же проблемами: дефицит времени и острая потребность мгновенного перехода от «понимания» к «использованию». Неудивительно, что спрос на изучение английского языка, стимулируется самим фактом развития нейросетей, т.к. все новые функции сначала реализуются на английском. Более того, несмотря на умение моделей взаимодействовать с пользователем на разных языках, качество вывода (ответа модели) на английском языке остается выше. Например, Straits Research считает, что мировой рынок мобильных приложений для изучения языков увеличится с 6,34 млрд долларов в 2024 году до 24,4 млрд к 2033-му, прибавляя примерно 16 % ежегодно. А значит, на примере рассмотрения цифровых инструментов для изучения английского можно составить понимание о новом образовательном ландшафте.
Начнем с восприятия. Встроенные в смартфоны синтезаторы речи умеют озвучивать не только художественные тексты, но и аналитические статьи профессиональных медийных изданий, которые пользователь может либо прослушивать, тренируя навыки аудирования, либо прослушивать и одновременно следить глазами за бегущей строкой. Такое одновременное аудирование и чтение позволяет изучающему язык привыкнуть к естественной скорости речи, перенять интонационные паттерны, овладеть современной профессиональной лексикой. Метанализ 30 исследований (2023) показал, что параллельное чтение и прослушивание повышает понимание текста в среднем на 18 % по сравнению с одиночным чтением. При традиционном подходе тексты подобной сложности отодвигались «на потом», когда сформируется достаточный словарный запас.
Теперь обратимся к транскрипции в терминах Международного фонетического алфавита. Сервисы, подобные PhoTransEdit или Tophonetics, за секунды «переведут» печатные буквы в фонетические символы, сохранив за пользователем возможность выбора произношения (США или Великобритания). Обучающийся читает текст, сверяясь с транскрипцией, одновременно записывая себя, а аудиофайл потом отправляет преподавателю. Такая практика позволяет не тратить ценное время занятий с группой на монотонное «чтение по кругу». Наряду с этим, точечная корректировка произношения увеличивает эффективность этих упражнений.
Когда нужна самостоятельная доработка артикуляции, то на помощь приходят YouGlish, Speechling и Say It. Первый сервис помогает найти нужное слово из тысяч реальных видео, предлагая его услышать в контексте из уст носителей языка, опять же сохраняя возможность выбора акцента. Второй сравнивает реплику ученика с эталонным прочтением и дает развернутые подсказки тренера-носителя. Третий визуализирует прочтение спектрограммой, превращая абстрактный совет «сократить редукцию» в понятный график. Лингвистическая лаборатория теперь есть у каждого, кто хочет в нее зайти.
Нейросети помогают преодолеть языковой барьер при просмотре видео. Мгновенные Live Captions в iOS, Android и Windows выводят субтитры даже там, где автор ролика не предусматривал перевод. Студенты разного уровня могут просматривать видеоматериал одновременно, а тем, кому сложно, достаточно включить автоматические субтитры. Или же наоборот, обучающийся говорит или читает, а Otter.ai или облачные субтитры Microsoft 365 превращают его речь в текст. Студент видит, где пропали смысловые блоки или где следует избавиться от хезитации, и самостоятельно оттачивает навык.
Коммуникативный компонент закрывают виртуальные собеседники. Например, платформа Nomi.ai, позволяет создать воображаемого друга, с которым можно переписываться или разговаривать. Такой партнер способен сразу исправлять ошибки, подсказывать более точные формулировки, объяснять значения слов и идиоматических выражений, а главное, с ним можно обсудить любую тему.
На этом этапе уже могут пригодиться навыки структурирования информации. Генераторы ментальных карт, например, Mymap.ai, превращают текст в наглядную схему: ключевая идея, аргументы, термины, примеры. Такую «паутину» понятий легко расширить новыми узлами, а каждый узел — ключевое слово, пополняет словарный запас.
Абсолютно новый уровень работы с материалом предлагает NotebookLM. Достаточно собрать материал, и система ответит на любой вопрос в рамках созданной пользователем таким нехитрым образом базы знаний, сгенерирует ментальную карту, кратко изложит основные моменты, сформирует перечень вопросов и ответов, и даже создаст аудио подкаст. Рационально-аналитическое чтение, которое раньше требовало непосредственного участия преподавателя, превратилось в технически-настраиваемый процесс. Согласно глобальному опросу Digital Education Council (август 2024), 86 % студентов уже используют ИИ в учебе, а 24 % делают это ежедневно.
Тенденция очевидна: искусственный интеллект действует как внешний ускоритель и мультипликатор для тех, кто желает учиться и имеет для этого возможности.
Захцер Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации