Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации уделяет значительное внимание изучению финансовых ресурсов домашних хозяйств, а также инструментам управления ими. Отдельной темой изучения является вопрос распоряжения сбережениями. Сбережения граждан, которые сократились несколько в период пандемии, начали опять процесс своего наращения, увеличившись по данным Центробанка с 10 947млр. руб. в 2022г. до 17 102 млрд. руб. в 2024г. При этом структурные исследования сбережений, проведенные доцентом кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Рябовой Ириной, показали, что интерес граждан увеличился к таким инструментам управления своими финансовыми ресурсами, как депозиты (их доля изменилась с 42% в общем объеме финансовых активов, размещаемых гражданами, до 79%), долговые ценные бумаги, которые, нарастив до 3% в структуре свой вес в 2023г., сохраняют его до настоящего времени, а также страховые, пенсионные резервы и пенсионные накопления, доля которых в структуре финансовых активов в 2022г. была всего 0,1%, а к концу 2024г., объем размещенных в данные инструменты ресурсы увеличился с 15 млрд. руб. до 717 млрд. руб., показав по итогу 4,2% в структуре размещенных активов. Отрицательную динамику показали брокерские счета и наличная валюта, сокращается доля акций и займов. Наращение интереса к депозитам в настоящее время вполне оправдано: высокая ключевая ставка определяет высокую доходность, предлагаемую коммерческими банками, особенно на так называемые «новые деньги», что стимулирует граждан выводить финансовые ресурсы из других инструментов, отдавая предпочтение к размещению на депозит или вклад, но данная тенденция во многом определяется уровнем ключевой ставки и политикой Цетробанка в отношении нее. В настоящее время рост и удержание на достаточно высоком уровне уже сменились на снижение, по ожиданиям специалистов курс на снижение наиболее вероятно, что продолжится, а, следовательно, доходность низкорискованных депозитов и вкладов также начнет свое снижение.
Выбор инструмента при размещении своих сбережений для члена домашнего хозяйства, помимо доходности и риска, определяется еще и целью, ради которой формируется сбережение. По данным ВЦИОМ россияне откладывают в основном на три цели: на покупку недвижимости, на отдых или лечение, а также для обеспечения себя после достижения пенсионного возраста.
Таким образом, критериям обеспечения инструмента низким риском, приемлемой доходностью и возможностью обеспечить себя после достижения пенсионного возраста обладает сравнительно новый продукт, доступ к которому граждане получили в 2024г., — это Программа долгосрочных сбережений (далее – ПДС).
ПДС является достаточно гибким инструментом сохранения и наращения своих сбережений, который, во-первых, имеет государственные гарантии по возврату средств, что является аналогией страхованием вкладов, реализуемого на основании 177-ФЗ, при этом сумма гарантии в два раза выше, что делает по данном критерию программу более привлекательной, чем вклад или депозит при сумме вложения более 1,4 млн. руб., а во-вторых, предполагает возможность софинансирования государством вложений, размер которого зависит от среднемесячных доходов, а также сумм, которые размещает на счет ПДС сам гражданин. Стоит отметить, что достаточно важный параметр – доходность, также позволяет рассматривать ПДС как конкурента депозитам и вкладам и надежный инструмент, защищающий накопления от влияния инфляции. Так, в 2024г. операторы ПДС, отвечая на запрос РБК, сообщили о размере дохода, который они достигли по ПДС, позволяют отметить, что усредненно по операторам доходность составила более 15%: оператор ПНФ «Ренессанс Накопления» показал максимальную доходность почти в 39,5%, получив лицензию на работу в ПДС только в сентябре 2025г., Альфа НПФ показал более 22%, Сбер НПФ и ВТБ Пенсионный фонд показали доходность в 17,8% и 15,1% соответственно. Заметим, что доходность всех НПФ – операторов ПДС должна быть не меньше уровня инфляции, которая составила в 2024г. 9,52%. Также у ПДС есть неоспоримые преимущества, связанные с возможностью получить налоговый вычет на вложение до 400 тыс. руб. ежегодно, вернув налог на доходы физических лиц, уплаченный в этом же году, а также получив от государства средства на счет в рамках софинансирования. Важным является дифференциация подхода к софинансированию граждан в зависимости от годового дохода: чем ниже среднемесячные доходы гражданина, тем выше возможности по получению от государства средств в рамках софинансирования. Конечно, есть ряд ограничений – это минимальный взнос в 2 тыс. руб. и максимальный размер софинансирования от государства в размере 36 тыс. руб. в год, а также возможность получать такие средства от государства только в течение 10 лет, но такая форма поддержки граждан является стимулирующей мерой формирования накоплений, размещения их в ПДС, а также создания достаточно устойчивой перспективы наращения своего финансового ресурса по достижению пенсионного возраста или по истечению 15-летнего срока, который необходим для полного исполнения условий ПДС и получения всего объема возможных финансовых преференций участниками Программы.
Ирина Рябова, Доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации