Преобразования налоговой системы в Российской Федерации с 1 января 2025 года затронули бюджетообразующие налоги и льготные режимы налогообложения. Законодатель резко снизил возможности недобросовестных налогоплательщиков для маневра в целях незаконной оптимизации налоговой нагрузки. Основное значение при осуществлении своей хозяйственной деятельности имеет экономическая целесообразность, сущность и деловая цель финансово-хозяйственных операций. Ужесточился налоговый контроль. Вступившие поправки в 2024 году (ФЗ №176) увеличили налоговую нагрузку на налогоплательщиков и простимулировали бизнес-сообщество к отказу от использования незаконной оптимизации налоговой нагрузки. Изменения коснулись основных видов налогов: по налогу на прибыль ставка увеличилась на пять процентных единиц до 25% для экономических субъектов применяющих общий режим налогообложения, расширена прогрессия по налогу на доходы физических лиц с двух до пяти шагов по ставкам налога (с 13% до 22%) и уровню дохода с 2,4 млн. руб. до 50 млн. руб., так же произошли изменения и для организаций применяющих льготный режим налогообложения (УСН) по уплате налога на добавленную стоимость если их выручка превышает шестьдесят млн. руб. в год и был расширен диапазон максимального объема выручки разрешенный для применения упрощенной системы налогообложения, который составляет с 1 января 2025 года – 450 млн. руб. Одной из новаций налогового законодательства в 2025 году стало введение однократной амнистии для налогоплательщиков, которые добровольно реструктуризировали структуру своего бизнеса и в добровольном порядке отказались от схем «дробления» своей предпринимательской деятельности. Государство в свою очередь взяло на себя обязательства аннулировать предъявленные налоговые претензии по штрафам и пеням за налоговые нарушения в период 2022 – 2024 гг.
Таким образом мы наблюдаем высокую эффективность работы налоговых органов в борьбе с незаконной оптимизацией налоговой базы недобросовестными налогоплательщиками. Эта возможность появилась у ФНС благодаря применению новых технологий, инструментов контроля, для целей анализа выявления и предупреждения налоговых преступлений. Высокая эффективность деятельности фискальных органов выражается в реальных доначислениях по первому кварталу 2025 году на одну налоговую проверку, которая в среднем составила порядка семидесяти девяти млн. руб., в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда этот показатель составлял шестьдесят три млн. руб., что на двадцать пять процентов выше текущего периода. При этом более пятидесяти процентов доначислений произведено на основании предпроверочного анализа налоговых органов. В арсенале налоговых органов применяется значительный спектр возможностей использования информационных баз всех государственных органов исполнительной власти, информационные ресурсы банковской системы, маркетплейсов, интернет-платформ, IT -технологий, онлайн-касс, цифровых систем АСК НДС-2, АИС «Налог-3».
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за первый квартал 2025 году составили 10.7 трлн. руб. + 6.1% к аналогичному периоду прошлого года. В том числе (за первый квартал 2025 г. по данным ФНС): налог на добавленную стоимость составил 24.2% +4.1% к аналогичному периоду прошлого года; налог на доходы физических лиц 14,9% + 3.7% к аналогичному периоду прошлого года; акцизы 3,6% + 1.2% к аналогичному периоду прошлого года; имущественные налоги : 8.7% + 1.7% к аналогичному периоду прошлого года; налог на доходы от добычи полезных ископаемых 27,8% + 3.9% к аналогичному периоду прошлого года; остальные налоги и сборы 20.8% +3.9% к аналогичному периоду прошлого года.
Общий валовой-региональный продукт составил 157 млрд. руб. (за 2024 год) в том числе: Центральный ФО 54.1 млрд. руб. + 16% к аналогичному периоду прошлого года; Северо-Западный ФО 19.2 млрд. руб. + 2% к аналогичному периоду прошлого года; Приволжский ФО 22 млрд. руб. + 13% к аналогичному периоду прошлого года; Уральский ФО 23 млрд. руб. + 16% к аналогичному периоду прошлого года; Сибирский ФО 13.9 млрд. руб. + 8% к аналогичному периоду прошлого года; Южный ФО 10.9 млрд. руб. + 13% к аналогичному периоду прошлого года; Северо-Кавказский ФО 3.6 млрд. руб. + 17% к аналогичному периоду прошлого года.
Индикатор управления долгом составил 5.5% – 0.3 п.п. на 01.04.2025 г. к 01.04.2024 г. Данный коэффициент характеризует отражение зрелости и эффективности управления обязательствами.
Осуществление комплексных мероприятий в управлении с налоговыми обязательствами позволяет снизить величину платежей, уменьшить количество должников, увеличить оперативность принимаемых мер и процедур к взысканию.
Валерий Иванович Хоружий, д. э. н., профессор кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации