За окном дождь. Вы в удобном кресле. В руках книга. Вы испытываете тактильное удовольствие, листая ее страницы. Начинаете читать с первой. С каждым предложением вы погружаетесь все глубже и глубже в смысл, пока последняя глава не замкнет цепь рассуждений. Такое чтение формировало человека на протяжении веков, трансформируя энергию, потраченную на путешествие в n-страниц, в способность мыслить, анализировать, рассуждать. Однако во времена гипертекстовой перегрузки достоинства такого погружения оказываются под угрозой. Рассчитанный на 34 часа курс университетской программы, например, по английскому языку в сфере профессиональной коммуникации, может требовать от обучающегося прочтение пяти новостных статей до завтрака и анализ еще 5 финансовых отчетов после обеда. Время становится синонимом ликвидности: акценты смещаются, внимание участников следует за движением по пути с минимальными транзакционными издержками.
С появлением ИИ реверсивное чтение, или чтение в обратном направлении, набирает обороты. Студент знакомится с кратким содержанием (зачастую это список мыслей или аргументов), сгенерированным нейросетью. Затем он задает вопросы, восстанавливая, а иногда воссоздавая смысл оригинального произведения, полагаясь на точность ответов ИИ. Это — таблетка познания: глотаете концентрат и запиваете водой из диалогов с моделью. Адаптированная суть источника познания усвоена. Сторонники метода утверждают, что он отражает ритм современной жизни, когда внимание взрослой аудитории завоевывается броскими заголовками так же, как внимание ребенка красивыми фантиками. Понимание текста происходит также как и понимание вкуса конфеты: проверкой (поеданием), а не предположением (дегустацией). Проглатывание содержания, быстрое ознакомление, поверхностное восприятие — на одной стороне весов, и вдумчивое чтение, в том числе и между строк, наслаждение языком, анализ и размышление — на другой.
Два подхода — два примера экономики усилий. Прямое традиционное чтение требует больших предварительных вложений, а проценты выплачиваются по ходу повествования. Обратное резюмирование напоминает венчурный капитал: оно обещает быструю отдачу от заголовков, но рискует упустить из виду ценность тональных нюансов текста, без которых эмпатия рискует превратиться в данные.
Современная статистика утверждает, что каждый из этих подходов имеет право на существование. Так результаты опросов студенчества вузов Москвы пятилетней давности свидетельствуют, что 55,4% осознанно выбирают книги как способ саморазвития и самообразования; 40,5% определяют книги как источник информации, который позволяет решить конкретные задачи. Линейность предполагает лучшее понимание последовательности событий и акцентирует внимание на том, что произошло, в то время как обратное чтение на том, почему это важно. Краткое изложение или выводы, предоставленные ИИ, стимулирует любопытство, а самостоятельное чтение визуализирует образы, окутывая историческими туманами и повергая в эмоциональные стихии, после чего рождается собственное суждение, основанное как на анализе целостной картины произведения, так и на восприятии его отдельных деталей.
На данный момент нет подтвержденных научных публикаций или широко известных экспериментов, сравнивающих эти стратегии чтения и их влияние на развитие когнитивных способностей. Однако это не значит, что работа с текстом не ведется. Его сжимают, расширяют, читают в любых направлениях. Он перестал быть реликвией и стал тренажером. Выносливость учится у скорости, скорость обеспечивает перспективу, а смысл пытается выжить в алгоритмическом потоке. Большие языковые модели сжимают статью до абзаца, роман — до теглайна, короткой запоминающейся фразы. Выбор все труднее, все суровее: пропустить или утонуть. Очевидный выход — отказаться от бинарности, двигаться вверх и вниз по течению по своему усмотрению, самостоятельно или с ИИ. В этом ритмичном обмене возможно терпение не потеряет ценность, а скорость обретет совесть.
Захцер Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации