«Testamento olografo» против ГК РФ: судьба рукописного завещания в российском суде

В современном мире люди активно путешествуют, переезжают в другие страны и живут за границей, сохраняя при этом российское гражданство. Российские граждане, проживая или временно находясь в других странах, могут оформлять документы (например, завещания, брачные контракты, доверенности), в отношении которых в последствии могут возникать вопросы об их действительности на территории России.

Подобные вопросы возникают в связи с тем, что в разных государствах установлены разные требования к форме, содержанию и порядку совершения таких актов. Например, завещание, составленное в соответствии с местным законодательством, может не соответствовать требованиям российского права.

Так, во время туристической поездки в Италию гражданка России, постоянно проживающая в Таиланде, составила завещание, оформленное по нормам права Италии: завещание было «testamento olografo», то есть полностью написанное от руки завещателем, без участия нотариуса. После ее смерти наследники, не упомянутые в завещании, оспорили его действительность в российском суде. В качестве основных аргументов в иске указано: чтобы быть действительным завещание должно было быть составлено в соответствии с российским законодательством, в обязательном порядке удостоверено нотариусом, поскольку на момент его оформления наследодатель имела российское гражданство. Дополнительным аргументом является тот факт, что часть наследственного имущества, включая недвижимость, находится в России.

Как показывает практика, подобные конфликты между наследниками возникают достаточно часто, создавая значительные сложности в процессе наследования. Это приводит не только к затяжным судебным разбирательствам, но и к существенным материальным затратам, а также негативно влияет на отношения между родственниками.

В результате, чтобы установить действительность завещания, суд должен определить, право какой страны применимо к этому завещанию: российское (по гражданству наследодателя), итальянское (по месту совершения завещания) или право Таиланда (по последнему месту жительства наследодателя). Россия не присоединена к международным договорам, регламентирующим форму завещания, поэтому российский суд должен будет руководствоваться положениями отечественного законодательства, в частности статьей 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что форма и порядок совершения завещания определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент его составления. При этом, завещание не может быть признано недействительным по форме при соблюдении права места его составления.

В данном случае, поскольку завещание было составлено в Италии в соответствии с местным законодательством, его форма должна быть признана судом действительной несмотря на то, что в России к форме завещания предъявляются иные, более жесткие требования (по общему правилу, обязательное удостоверение нотариусом).

Ефимова Нина, К. ю. н., доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы