Эффективное управление запасами и техническим обслуживанием оборудования

Существует идеальный поток сырья и материалов- сырье вовремя прибывает на склад, комплектующие точно в срок подаются на линию, оборудование работает как швейцарские часы, а готовая продукция беспрепятственно отправляется заказчикам. Реальность же, к сожалению, часто выглядит иначе. Для руководителей складов, логистов, снабженцев и производственных менеджеров два злейших врага эффективности и прибыльности стоят плечом к плечу: дефициты на складах (Stockouts) и поломки оборудования (Equipment Failures).

Эти проблемы – не просто досадные помехи- они представляют собой серьезную угрозу для жизнеспособности бизнеса. Дефицит критически важных позиций парализует производственные линии, срывает сроки отгрузки, приводит к потерям продаж и разочарованию клиентов. Поломки же оборудования – это не только дорогостоящий простой и экстренные затраты на ремонт, но и риск порчи материалов, снижения качества продукции и перегрузки других участков цепи.

Что делает ситуацию особенно сложной, так это их взаимосвязь. Дефицит запчастей может сделать ремонт оборудования долгим и мучительным, усугубляя простой. А неожиданная поломка ключевой машины может привести к накоплению незавершенки или, наоборот, к неожиданному истощению запасов из-за срыва графика. Эта связка создает эффект «двойного удара», способный быстро развалить даже хорошо отлаженные процессы.

Игнорировать эти вызовы – значит сознательно рисковать репутацией, деньгами и конкурентным преимуществом. Однако хорошая новость заключается в том, что с ними можно и нужно бороться системно. Существуют проверенные стратегии, современные инструменты и превентивные подходы, позволяющие не просто реагировать на кризисы, а проактивно управлять рисками, минимизировать вероятность возникновения проблем и эффективно гасить их последствия, когда они все же случаются.

Эффективное управление запасами и техническим обслуживанием оборудования – серьезная проблема в том числе и компании АО «ПРОГРЕСС» (бренд «Фруто Няня»).

В развивающейся индустрии детского питания «Фруто Няня» (компания АО «ПРОГРЕСС») сталкивается с трудностями в управлении складами и поддержанием бесперебойной работы производственных линий. Проблемы с нехваткой хранения и краткими остановками от сбоев или из-за поломок оборудования очень остро стоят по сегодняшний день и требуют практических и эффективных стратегий, чтобы сохранить доверие клиентов и обеспечить последовательные поставки товаров.

В настоящее время логистические сети становятся все более сложными, и даже незначительные сбои могут привести к серьезным последствиям. Дефицит продукции на складах часто возникает из-за неточного прогнозирования спроса или задержек в поставках сырья. Отказ оборудования приводит к коротким паузам в производстве, что особенно критично для продукции с ОСГ, такой как детское питание. По данным аналитического агентства в 2022 году 68% потребителей в России активно столкнулись с отсутствием привычных товаров на полках магазинов, подчеркивая проблему для таких компаний, как «Фруто Няня». Эти вызовы требуют введения инновационных подходов к управлению производством и логистикой.

Для анализа ситуации «Фруто Няня» провела внутренний аудит, который выявил, что в 2024 году около 12% складских дефицитов были связаны с несвоевременной поставкой ингредиентов, а 8% простоев оборудования происходили из-за отсутствия запасных частей и использования полных мощностей для большого количества производимых единиц. Эти цифры указывают на необходимость более точного планирования и повышения устойчивости производственных процессов. Фирма намеревается внедрить автоматические системы управления хранением (WMS), которые позволяют в реальном времени отслеживать запасы и прогнозировать потребности. Например, использование алгоритмов машинного обучения сократило бы ошибки в прогнозировании спроса. Несмотря на это, сбой оборудования остается узким местом. Анализ показал, что среднее время простоя из-за ремонта составляет 6 часов, что приводит к недопроизводству минимум 500 единиц продукции за инцидент, а это в свою очередь приводит к последствиям в виде переноса отгрузок в менее приоритетные каналы сбыта, которые потом отказываются от сотрудничества и недопоставки- в крупные федеральные сети, которые выставляют крупные штрафы, подрывая имидж компании.

Чтобы минимизировать складские дефициты, «ФрутоНяня» может расширить использование предиктивной аналитики, которая обеспечивает возможность предсказывать потенциальные сбои в логистических цепочках на основе информации о погоде, логистике и рыночных тенденциях. Это поможет заранее корректировать объемы закупок сырья. Что касается поломок оборудования – внедрение системы профилактического обслуживания на основе IoT-технологий позволит выявлять неисправности до их возникновения. Датчики контроля состояния оборудования могут уменьшать время простоя до 30% и это уже реализовано на аналогичных предприятиях. Кроме того, стоит развивать механизм партнерства с локальными поставщиками запасных частей с тем, чтобы сократить время ожидания комплектующих. Такой подход не только повысит оперативность ремонта, но и поддержит региональную экономику.

Любовь Адамская, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 

Другие пресс-релизы