Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: история закрашенной таблички и потерянного паспорта

Глобальные геополитические трансформации, происходящие в мире, не обходят стороной и Россию, которая сталкивается с беспрецедентым санкционным давлением со стороны зарубежных стран. Так, например, только странами Европейского Союза, Польшей, Великобританией, Швейцарией, Канадой, США, Австралией и Японией за период с 21 февраля 2022 года по 21 августа 2025 года введено в отношении российских физических и юридических лиц 19.607 санкций. Целью, которая преследуется иностранными государствами, при введении таких санкционных ограничений является снижение экономического потенциала Российской Федерации.

Однако несмотря на колоссальное давление, оказываемое зарубежными странами, отечественная экономика продемонстрировала исключительную устойчивость к вводимым ограничениям. Такая экономическая «резильентность» не является случайной, так как в последние несколько лет проведена целенаправленная реструктуризация народного хозяйства, эффект от которой максимизируется ввиду существенной реорганизации мирового экономического порядка. Кроме того, для защиты национальных интересов и безопасности страны Российской Федерацией в ответ на международно-противоправные деяния и недружественные действия иностранных государств принят комплекс специальных экономических мер. Их применение затрагивает, в том числе, и процессы осуществления внешнеэкономической деятельности.

В частности, Президентом Российской Федерации установлены запреты и ограничения на перемещение через границу отдельных категорий продукции и (или) сырья.

Это требует от участника внешнеторговой деятельности более детального анализа при планировании и реализации внешнеэкономической сделки, а именно: учет страны происхождения товара и его классификационного кода согласно ТН ВЭД ЕАЭС, получение разрешительной и оформление товаро-сопроводительной документации и пр. По мнению доцента Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Юлии Косенковой учёт представленных особенностей поставки еще на этапе планирования позволит минимизировать не только риски, связанные с доначислением таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, и срывом сроков исполнения контрактных обязательств, но и с привлечением к административной или уголовной ответственности.

Ярким примером, когда недостаточное внимание в сложившейся геополитической обстановке уделяется деталям внешнеэкономического проекта, что приводит к негативным последствиям для участвующих в его реализации сторон, является поставка в Российскую Федерацию товаров для проведения их ремонта согласно положениям контракта между ООО НКП «Волгареммаш» (Россия) и предприятием Монголо-Российское акционерное общество «Уланбаторская железная дорога» (Монголия).

Так, в соответствии с договором в Российскую Федерацию для осуществления платного капитального ремонта с последующим обратным вывозом товаров в Монголию были ввезены синхронные генераторы, декларируемые под кодом 85 01 64 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

С целью исполнения контрактных обязательств российская компания заключила договор о предоставлении услуг по таможенному декларированию с ООО «Энергосберегающие технологии», которое включено в реестр таможенных представителей. Таким образом, именно сотрудники ООО «Энергосберегающие технологии», подавая декларацию на товары в таможенные органы, указывали в ней сведения об осуществляемой поставке. В том числе, при ввозе товаров для ремонта в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории и их обратном вывозе после произведенного ремонта согласно таможенной процедуре реэкспорта в графе 31 таможенной декларации страной происхождения перемещаемых через границу синхронных генераторов была заявлена Монголия.

Однако по результатам проведенного контроля должностными лицами таможенных органов при вывозе в соответствии с заявленной таможенной процедурой реэкспорта на одном из приложенных фото, используемых для идентификации товаров, была обнаружена заводская табличка с надписью «сделано в Украине». Несомненно, что именно указанная табличка стала причиной предметного интереса Приволжского таможенного поста к стране происхождения товара.

В этой ситуации:

декларант, которым выступает ООО НКП «Волгареммаш», указал на то, что предприятие не располагало информацией о стране, в которой синхронные генераторы были произведены, так как заводские таблички были закрашены

таможенный представитель ООО «Энергосберегающие технологии» представил технические паспорта на продукцию, которые не были переданы таможенным органам при ввозе товаров и которые содержат информацию о том, что изготовителем является расположенный в Харькове завод «Электротяжмаш».

Таким образом, участником внешнеэкономической деятельности не были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592, реализуемого в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1716-83. Именно правовые нормы обозначенного Постановления устанавливают запрет на ввоз в Россию отдельных категорий товаров, страной происхождения которых является Украина. Синхронный генератор, который был заявлен ООО «Энергосберегающие технологии», при ввозе в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории под кодом 8501 64 000 к категории таких товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию.

Следовательно, таможенный представитель при декларировании товаров заявил недостоверные сведения о стране происхождения товаров, которые послужили основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, что относится к правонарушениям в области таможенного дела, закрепленным в статье 16.2 Кодекса об административных правонарушениях.

В связи с этим доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Антон Поляков считает, что в условиях геополитической конфронтации с западными странами участникам внешнеторговой деятельности необходимо осуществлять всесторонний анализ соблюдения требований как наднационального законодательства ЕАЭС, так и национального законодательства Российской Федерации, особенно касающихся соблюдения запретов и ограничений при поставке товаров из недружественных стран или имеющих соответствующее происхождение.

Другие пресс-релизы