Текущие тренды налогового контроля связаны с выявлением схем незаконного разделения бизнеса, привлечением налогоплательщиками недобросовестных контрагентов, агентскими схемами. Кроме этого, особого внимания заслуживают вопросы, связанные с переквалификацией гражданско-правовых договоров в трудовые, в частности при использовании труда самозанятых лиц. Появляясь в 2019 г, институт самозанятости представлял собой явление, направленное на обеление предпринимательской деятельности физических лиц. В первую очередь, данный режим был предназначен для граждан, получающих доходы от личной трудовой деятельности (кондитеры, репетиторы, мастера красоты и т.д.). Однако на сегодняшний день рост числа самозанятых (по данным информационно-аналитического портала ФНС России он достиг 13,5 млн. граждан) обусловлен не только вовлечением физлиц и индивидуальных предпринимателей в легальное налоговое поле за счет удобства применения режима и низких налоговых ставок , но и участием граждан, применяющих данный налоговый режим, в схемах незаконной оптимизации налогов для юрлиц, использующих их труд. Само по себе привлечение самозанятых по срочным договорам является законным. Однако, когда такое взаимодействие является по сути трудовыми отношениями, имеет место уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов. В этой связи в 2025 году ужесточился налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков, использующих труд самозанятых.
Доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н. Косенкова Юлия уточнила, что «на сегодняшний день свою работу активно проводят Межведомственные комиссии по нелегальной занятости и формируется реестр работодателей с выявленными фактами нелегальной занятости. Кроме этого, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2025 г. №1166-р, утвержден план мероприятий противодействия нелегальной занятости в РФ на 2025-2027 гг., направленный на выявление и пресечение формирования схем с подменой трудовых отношений». В комплексе мероприятия в сфере межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля за привлечением труда самозанятых граждан, как пояснила эксперт, «приведут не только к проявлению сознательности налогоплательщиков при выборе форм взаимодействия с исполнителями-физическими лицами, но и к положительному фискальному эффекту для бюджета и внебюджетных фондов. На сегодняшний день становится очевидным, что по завершении эксперимента в области налога на профессиональный доход самозанятость будет либо вовсе отменена (что, возможно и не приведет к массовому переходу самозанятых граждан на уплату НДФЛ или оформление ИП с применением льготных режимов, а вновь спровоцирует их «уход в тень»), либо претерпит существенные изменения в части критериев применения налога на профессиональный доход».
По мнению доцента Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н. Клоницкой Анны «на сегодняшний день работодателям, привлекающим к труду самозанятых граждан, для минимизации рисков попадания под внимание налоговых органов, в первую очередь, следует быть особенно внимательными при оформлении договоров. Договор гражданско-правового характера – это договор, в котором долен быть отражен результат выполненной работы, а не ее процесс. Например, сегодня распространение получила схема подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми продавцами в магазинах, инструкторами в фитнес клубах, работниками в пунктах выдачи заказов и т.д. Очевидно, что для данной категории работников важен именно процесс выполнения работы, а не ее результат. В том числе и поэтому важно также оформлять акты с указанием конкретных работ (услуг), выполненных самозанятыми. В договоре следует правильно указывать наименование сторон («заказчик – исполнитель», а не «работодатель – сотрудник»), установить сроки выполнения работ (оказания услуг), ввести санкции за неисполнение обязательств и избегать дополнительных гарантий работнику. Также приоритетным является наличие у самозанятого основного места работы, в котором он выполняет трудовую функцию и (или) еще нескольких заказчиков». Признаки трудовых отношений описаны в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 мая 2018 г. №15, а также письме ФНС России №ЕА-4-15/4674 от 15.04.2022 г. «Правоприменительная практика в данном контексте является обширной и свидетельствует в пользу однозначного доминирования сущности отношений между заказчиком и самозанятым над формой договора при вменении нелегальной занятости, а реальные обстоятельства такого сотрудничества часто выявляются в результате допросов самозанятых работников. Поэтому важно трезво оценивать налоговые риски и возможные доначисления и принимать взвешенные решения о возможности продолжения сотрудничества с самозанятыми в случае, если оно находится вне законодательного поля» – заключила эксперт.