Современные реалии эффективного взаимодействия бизнеса и ФНС

Вопрос автоматизации и совершенствования налогового контроля остается одним из важнейших на повестке для Федеральной налоговой службы. Все меньшее количество процедур производится в ручном режиме инспекторами и все больше подлежит автоматической обработке. Кроме этого, существенное включение в процесс контроля налогоплательщиков демонстрируют и другие государственные органы, такие как Росфинмониторинг, ФАС, Роструд, Роскомнадзор. И несмотря на то, что это участие не всегда является непосредственным в рамках налогового контроля, его наличие дополнительно побуждает и стимулирует налогоплательщиков к проявлению налоговой дисциплины. Неудивительно, что под воздействием вышесказанного у налогоплательщиков формируется восприятие того, что дополнительные мероприятия контроля и надзора, а также изменения в налоговом законодательстве, приводящие к увеличению налоговой нагрузки на бизнес, вводятся с целью вытеснения части бизнеса из предпринимательской среды как неэффективного сегмента.

Доценты Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ к.э.н. Анна Клоницкая и к.э.н. Ольга Дмитриева предлагают иначе взглянуть на ситуацию и оценить ее, так сказать, под другой перспективой.

Разнообразие специальных режимов налогообложения в РФ позволяет осуществлять деятельность с пониженной налоговой нагрузкой существенному срезу налогоплательщиков, состав которого образуют как физические лица, так и юридические. У отдельных субъектов предпринимательства налоговая нагрузка может достигать 3% от доходов (без учета зарплатных налогов и взносов). Это происходит в случае, если субъект предпринимательства применяет патентную систему налогообложения или упрощенку с объектом «доходы» и имеет наемных сотрудников, за которых уплачиваются страховые взносы. Если же индивидуальный предприниматель работает один, то сумма его налога в рамках этих режимов может быть уменьшена до нуля. Возможности бизнеса абсолютно законно использовать пониженные ставки налогов зачастую оборачиваются злоупотреблением данного права, что приводит к таким распространенным явлениям, как создание схем дробления бизнеса, нелегального трудоустройства работников, использования фиктивных сделок. Что, в конечном итоге негативно сказывается не только на доходной составляющей государственного бюджета, но и препятствует устойчивому развитию самого бизнеса.

«Введение НДС, которое объяснимо вызвало много споров и недовольства со стороны бизнеса, также следует рассматривать не только как меру, которая повлияет на рост налоговой нагрузки. Во-первых, все правила ст. 149 НК РФ распространяются на упрощенцев-плательщиков НДС, даже если они применяют пониженную налоговую ставку. Во-вторых, большая часть компаний, которые и ранее соответствовали критериям применения УСН, но отказывались от данного режима из-за желания работать с НДС, теперь смогут применять льготный режим и экономить на налоге на прибыль организаций (здесь рекомендация налогоплательщикам перед принятием решения спрогнозировать минимальную сумму налога к уплате). Безусловно, это плюс для налогоплательщиков, но и государство «выигрывает» на том, что через введение НДС на УСН ожидается существенное снижение числа схем незаконного разделения бизнеса, рост которых порождает огромное количество судебных споров, ставших буквально хедлайнерами правоприменительной практики в области налогового законодательства. В-третьих, с 2025 года расширен критерий по выручке для возможности применять УСН и отменены повышенные ставки переходного периода, а это значит, что в действии не столько ужесточение налогового контроля, сколько перераспределение налогового бремени для обеспечения эффективности налоговой системы и достижения справедливости налогообложения» – комментирует Анна Клоницкая.

Продолжая дискуссию, Ольга Дмитриева отмечает, что «текущая стадия развития цифровизации не только оказывает влияние на существующие отрасли, но и порождает образование новых, особенно в сфере e-commerce. Развитие различных направлений цифрового бизнеса требуют соответствующего налогового регулирования и администрирования. И было бы странным, если бы такая структура, как ФНС, результаты деятельности которой имеют прямое влияние на состояние государственного бюджета и благополучие населения, не задействовала в своей аналитической и контрольной деятельности передовые цифровые технологии для обработки данных налогоплательщиков. Развитие цифровых платформ для аналитики налогового контроля, интеграция данных из различных информационных систем (ЕГАИС, ГИС «ЖКХ», ГИС «Меркурий» и т.д.), расширение географии внедрения и перечня допустимых форматов ЭДО, электронные ресурсы для обмена информацией, обеспечивающие проведение налогового мониторинга, и еще ряд цифровых сервисов и платформ способствуют повышению эффективности деятельности налоговой службы, результаты которой регулярно представляются пользователям. Прозрачный бизнес становится не просто не призрачным по восприятию, а единственно возможным в недалекой перспективе».

Безусловно, введение новых правил и ограничений далеко не всегда воспринимается радостно в бизнес-среде. Однако все текущие изменения связаны с масштабным реформированием налоговой системы, которое призвано не только реализовать фискальную функцию налогообложения, но и изменить мышление предпринимателя в пользу «естественности» уплаты налогов. Поэтому сейчас самое время сконцентрироваться на проведении налогового аудита с целью поиска такого варианта организации бизнеса и законного его структурирования, которые позволят сформировать оптимальную для бизнеса налоговую нагрузку и перестроиться на новые рельсы.

Другие пресс-релизы