«Популярность удаленного и домашнего образования: причины и последствия»»

«Обучение - это мост от прошлого к будущему»

 (Франклин Рузвельт)

Вряд ли кто-то будет отрицать, что ландшафт современного образования подвергается изменениям и сдвигам, сравнимым, наверное, с сейсмическим движением земной коры! Привычная глазу академическая картинка: студенты, заполняющие и покидающие аудитории со звонком; преподаватель, читающий лекции целому потоку студентов или руководящий лабораторной работой; очереди за кофе на перемене или жаркие споры в коворкингах – начинает приобретать иные черты. Черты домашнего или онлайн образования!

Вызов брошен: домашнее и онлайн обучение, сопровождаемые бурным ростом онлайн-образовательных платформ, перестали быть, так называемым, «нишевым выбором» и сейчас уже выступают, как один из основных вариантов обучения для миллионов семей по всему миру.  По мнению Ларисы Миляевой, доцента Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, такой всплеск популярности обусловлен сочетанием различных факторов, а широкое внедрение домашнего и он-лайн образования повлекли за собой определенные последствия как для студентов, школьников и их семей, так и для всего общества в целом.

Причины отказа учащихся от традиционной школы столь же разнообразны, как и сами семьи, которые делают выбор в пользу домашнего обучения. Однако, при более детальном изучении вопроса, возможно обнаружить несколько общих значимых причин.

Во-первых, это свобода выбора и индивидуальный подход — вот что привлекает больше всего. Обучение дома или онлайн открывает двери в мир, где образование создаётся под конкретного ученика, т.е. создается индивидуальная образовательная траектория. Здесь нет спешки и шаблонов: можно учиться в собственном темпе, не спеша разобрать сложную тему или быстро «пробежаться» по уже понятному материалу. Расписание — не догма, а удобный инструмент, который можно подстраивать под семейный уклад, путешествия, увлечения, интенсивные внеклассные занятия и даже под тот факт, является ли ученик «совой» или «жаворонком». Такой индивидуальный подход значительно отличается от стандартизированной, универсальной модели многих традиционных школ. Это обучение по индивидуальной мерке, а не «фабрика знаний» с конвейерным производством.

Вторая причина: развитие и совершенствование технологий. Как утверждает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук, Лариса Миляева, технологический прорыв привёл к появлению и постоянному совершенствованию высококачественных онлайн-платформ, возникновению онлайн инструментов и цифровых ресурсов, которые вывели дистанционное обучение на совершенно новый уровень, сделав его более доступным и эффективным, чем когда-либо прежде. Теперь студенты могут общаться с преподавателями и получать доступ к курсам и ресурсам из любой точки мира, расширяя образовательные возможности за пределами географических границ. География больше не преграда: доступ к лучшим курсам и преподавателям теперь есть у каждого!

Причина номер три! Безопасная и поддерживающая академическая среда. Домашнее обучение или онлайн образование обеспечивают комфортную среду, избавляя учеников от возможного агрессивного поведения одноклассников или стресса из-за боязни отвечать материал и допустить ошибку. Домашнее обучение предоставляет более спокойную и способствующую образовательному росту атмосферу. Более того, такой вид обучения укрепляет семейные связи. Необходимость быть частью учебного процесса и контролировать процесс обучения детей помогает родителям выстраивать более тесные отношения со своими детьми, активно вовлекает их в саму образовательную деятельность, позволяет отслеживать прогресс и благополучие их отпрысков. Многие дети, обучающиеся на дому, меньше подвержены тревожности, но обладают более высоким уровнем уверенности в себе, чему также способствует менее напряженная академическая среда. 

Все сказанное выше создает весьма удобный ландшафт домашнего или онлайн обучения, в рамках которых ученики «грызут гранит науки» без лишнего напряжения или стресса.

Однако, к сожалению, действительность такова, что в домашнем обучении и в обучении онлайн имеются свои подводные камни. И сейчас мы о них поговорим.

Прежде всего, обсуждаемые виды обучения подразумевают довольно высокий уровень родительской ответственности и родительских усилий. Домашнее обучение, например, является для родителей энерго- и время-затратным процессом, поскольку именно родители должны разрабатывать планы уроков, учить, оценивать, проверять. Это требует большой самоотдачи, а если родители еще и работают полный рабочий день, то …

Нельзя упустить из вида и вопросы социализации учащихся или студентов. Ограниченное взаимодействие со сверстниками оказывает влияние на развитие социальных навыков молодых людей; потенциально, такое обучение ведет к изоляции от сообщества учащихся, особенно если внеурочная работа не организована должным образом и учащиеся не имеют возможности общаться после занятий. К тому же, учащиеся, получающие образование на дому, а также онлайн студенты, имеют ограниченный доступ (если имеют вообще) к специальным возможностям: научно-технические лаборатории, спортивные площадки, игротеки и коворкинги остаются для них в зоне недосягаемости, в отличие от тех, кто обучается в традиционных школах или вузах.

         Рост интереса к онлайн обучению бросает вызов традиционному подходу к образованию и приводит к сдвигам в образовательных моделях и парадигмах. Такое положение дел привело к тому, что школы и образовательные учреждения начали внедрять смешанные модели обучения и интегрировать в процесс современные цифровые инструменты, чтобы оставаться конкурентоспособными и востребованными.

Серьезного внимания и инновационных подходов требует и система оценки качества удаленного образования. Законодатели столкнулись с новой задачей: разработать и установить стандарты оценки качества обучения, а также обеспечить соблюдение прав студентов, выбравших обучение в рамках нецентрализованной онлайн модели.

Другие пресс-релизы