Современные мировые налоговые тенденции

Профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Сергей Валентинович Богачев и доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Гурнак Александр Владимирович, анализируя данные об экономике развитых и развивающихся стран, делают ряд заключений о современных мировых налоговых тенденциях.

В последние годы значение налоговой политики для экономики и экономического роста возросло, поскольку ее влияние стало особенно заметным во время пандемии COVID-19. Многие страны обратились к налоговым инструментам для поддержки в кризисных ситуациях, оказывая помощь наиболее пострадавшим группам населения и секторам экономики. Проанализируем последние тенденции (2009-2022гг.) изменения уровня, состава и структуры налогов в развитых и развивающихся странах. Анализ проведем отдельно для развитых и развивающихся стран, учитывая их явно несопоставимые фискальные возможности и различные подходы в налоговой сфере. Рисунок 1 иллюстрирует корреляцию между уровнем налогов и ВВП для 17 развитых стран, чьи данные опубликованы в печати и не имеют резких отклонений, за последние 14 лет. По уровню дохода (ВВП на душу населения по ППС) в 2009-2022 годах развитые страны были разделены на четыре группы: Группа А, включающая Великобританию, Канаду, Францию и Финляндию; Группа В, включающая Австралию, Бельгию, Германию и Швецию; Группа C, в которую входят Австрия, Дания, Исландия, Нидерланды; и группа D, в которую входят Ирландия, Норвегия, Соединенные Штаты и Швейцария. Темпы роста их ВВП рассчитываются на основе средних темпов роста ВВП на душу населения на основе ППС для каждой группы стран. Весь набор данных разделен на децили на основе ВВП на душу населения (в постоянных ценах и с поправкой на ППС) и уровень налогов за соответствующий период. На рисунке так же показаны медианный ВВП и уровни налогов. В каждой группе стран наблюдается различная четкая корреляция между уровнями налогов и темпами экономического роста: например, в группе D, характеризующейся самыми высокими доходами и налогами, включая прямые налоги, средние темпы роста ВВП на душу населения по ППС составили 20%, в то время как в Группе A с более низкими доходами и налогами они составили 09%. Группы B и C занимают промежуточные позиции. Такая картина явно противоречит распространенному мнению о том, что при прочих равных условиях небольшие налоги лучше способствуют экономическому росту чем большие, а косвенные налоги предпочтительнее прямых. Хотя это представление может в целом оставаться верным в течение длительных периодов времени при нормальных условиях развития.

Беспрецедентный характер пандемии привел к возникновению новых обстоятельств. Это продемонстрировало, что более богатые страны с более развитым государственным сектором лучше оснащены для преодоления внешних потрясений. Согласно статистическим данным, различия в исторически сложившихся уровнях налогообложения и динамике налоговой нагрузки в развитых странах не продемонстрировали четко выраженного влияния (или это влияние было незначительным) на темпы экономического роста. На первый взгляд, это противоречит результатам теоретических исследований. Однако важно учитывать, что основным инструментом макроэкономического регулирования в рассматриваемый период (после финансово-экономического кризиса 2007-2008 гг.) была денежно-кредитная, а не фискальная политика. В той ситуации существенно изменилась политика центральных банков. Федеральная резервная система и Европейский Центральный банк, наряду с другими регуляторами, поддержали высокую ключевую процентную ставку (2021-2023 гг.) для борьбы с инфляцией. В свете этих обстоятельств результаты анализа можно считать понятными и непротиворечивыми.

Подобно развитым странам, многие страны с формирующейся рыночной экономикой внедряют реформы, которые увеличивают общее налоговое бремя в процентах от ВВП по мере роста их благосостояния. Как показывают наши расчеты, чем выше

доход страны, тем более значительной является роль ее прямых налогов. Полный набор данных разделен на децили на основе ВВП на душу населения (в постоянных ценах, с поправкой на ППС) относительно уровня налогов за соответствующий период. По уровню дохода (ВВП на душу населения по ППС) с 2009 по 2021 год развивающиеся страны были разделены на четыре группы: Группа A, включающая Индонезию, Китай, Колумбию и Южную Африку; Группа B, включающая Бразилию; Группа C, включающая Аргентину, Болгарию, Мексику и Чили; и группа D, включает Венгрию, Польшу и Турцию. На рисунке 2 показаны средние значения ВВП и уровней налогов для каждого дециля. В целом, уровень налогов в развивающихся странах значительно различается, варьируясь от 10% (Индонезия) до 36,7% ВВП (Польша, умеренно развитая европейская страна) в 2021 году. Судя по макроэкономическим данным, развивающиеся страны следуют своим собственным, часто отличным путям в развитии налогово-бюджетных систем и налоговой политики. Меры, принятые ими для регулирования налогов, помогли смягчить возникающие проблемы, но не оказали существенного влияния на экономический рост (по крайней мере, в среднесрочной перспективе). Однако, правительства адаптировали фискальную политику к изменениям в экономике.

В целом, анализ современных налоговых систем показывает устойчивую тенденцию к увеличению налоговой нагрузки в странах с растущей экономикой. По мере развития государств наблюдается повышение доли прямых налогов в общей структуре фискальных поступлений. В развитых экономиках прослеживается четкая корреляция между уровнем благосостояния и налоговыми поступлениями. Страны с высоким ВВП демонстрируют более значительную роль прямых налогов. При этом:

•          Подоходные налоги остаются основным источником доходов;

•          НДС и акцизы варьируются в зависимости от экономической ситуации;

•          Социальные взносы составляют существенную часть поступлений.

Современные тенденции включают следующие меры:

•          Снижение бремени прямого налогообложения при повышении его прогрессивности;

•          Введение налоговых льгот для инновационных проектов;

•          Цифровизацию налогового администрирования;

•          Усиление контроля над трансграничными потоками.

В странах с формирующейся рыночной экономикой наблюдается:

•          Рост общего налогового бремени с увеличением благосостояния;

•          Преобладание косвенных налогов в структуре поступлений;

•          Различия в налоговых ставках в зависимости от уровня развития.

При этом, COVID-19 оказал существенное влияние на налоговые системы, где наблюдалось:

•          Временное снижение налоговых ставок;

•          Введение налоговых каникул;

•          Адаптация фискальной политики к новым условиям;

•          Усиление роли прямых налогов в период восстановления.

При этом, основные направления трансформации налоговых систем включают:

•          Совершенствование механизмов налогового администрирования;

•          Борьба с уклонением от уплаты налогов;

•          Гармонизация налоговых систем на международном уровне;

•          Развитие цифровых технологий в налогообложении.

Таким образом, современные налоговые системы демонстрируют тенденцию к большей гибкости и адаптивности при сохранении базовых принципов фискальной политики.

Другие пресс-релизы