Ввоз иностранных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза для их свободного обращения требует от участника внешнеторговой деятельности уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Как правило, к представленным платежам относятся таможенные сборы, пошлины, акциз, налог на добавленную стоимость, а также в отдельных случаях антидемпинговая пошлина.
В этих условиях на участника внешнеторговой деятельности «ложится» серьезная финансовая нагрузка, которая составляет существенную часть стоимости реализуемого проекта по импорту товаров. Уменьшение финансовых затрат при ввозе иностранной продукции в процессе прохождения таможенных формальностей является нетривиальной задачей, которую приходится решать импортеру.
Безусловно, самым простым вариантом кажется использование кода товара в соответствии с ТН ВЭД, для которого будет применена наименьшая ставка таможенной пошлины. Однако такие действия не приведут к увеличению благосостояния импортера, так как таможенные органы с большой долей вероятности скорректируют код товара и доначислят таможенные платежи.
Поэтому, как считает доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Юлия Косенкова, импортер должен ориентироваться в наборе законных инструментов, используемых для снижения сумм подлежащих уплате платежей. Например:
1) при перемещении преференциальных товаров из наименее развитых и развивающихся стран производится уменьшение суммы подлежащей уплате таможенной пошлины, а, следовательно, и базы для исчисления НДС;
2) при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России происходит освобождение от уплаты НДС согласно нормам Постановления Правительства РФ № 372;
3) при импорте детских товаров, продуктов питания, когда согласно положениям Налогового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 908 применяется ставка НДС в размере 10%;
4) при ввозе медицинских изделий, на которые представляется регистрационное удостоверение, что позволяет перемещать продукцию без уплаты НДС.
Вместе с тем доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Антон Поляков утверждает, что применение предложенных способов снижения сумм, подлежащих уплате платежей, зачастую представляет собой путь через тернии. Это связано с тем, что участнику внешнеторговой деятельности приходится в судебном порядке доказывать свою правоту в отношении заявленной им тарифной льготы или преференции.
Например, компания ООО «Саппорт» в марте 2025 года ввезла на территорию Российской Федерации выпущенные «PRETORIAN TECHNOLOGIES LTD» товары, а именно: трекбол, переключатель и ресивер экосистемы SimplyWorks. Импортер данные товары перемещал через таможенную границу с заявлением льготы в виде освобождения от уплаты НДС на технические средства, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Однако такой подход, в рамках которого применяется «нулевой» НДС, таможенные органы посчитали некорректным и доначислили таможенные платежи, используя ставку НДС в 20%. Принятое должностными лицами таможенных органов решение основано на том, что, по их мнению, ввозимые товары не относятся категории, поименованных в Перечне «Обучающих игр для инвалидов, предназначенных только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов», утвержденном Постановлением Правительства РФ №1042.
Это привело к дополнительным затратам ООО «Саппорт» в размере более 150 тыс. рублей и последующему судебному спору между Уральской электронной таможней и импортером.
В ходе судебного разбирательства Арбитражный суд Свердловской области принял сторону ООО «Саппорт», обосновав принятое решение тем, что:
трекбол используется для комфортного движения устройства в помощи использования компьютера инвалидам;
переключатель заменяет не адаптированную под физические возможности инвалидов компьютерную мышь;
ресивер предназначен для подключения по беспроводной связи все драйверы при подключении к компьютеру устанавливаются автоматически, позволяя инвалиду мгновенно приступить к работе.
Следовательно, каждый товар, согласно его описанию в паспорте изделия, используется именно инвалидами, а не иными лицами вопреки доводу таможенных органов. Кроме того, ввозимые в Российскую Федерацию изделия, ставшие предметом судебного спора, имеют специальные технические решения для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Например, кнопки, выпуклости, цвета, программное обеспечение помогают в использовании компьютера и за счет этого компенсируют стойкие ограничения жизнедеятельности инвалида при использовании компьютера.
Таким образом, импортеру удалось отстоять возможность осуществления «безНДСного» импорта, подтвердив целевое назначение ввозимой продукции, и вернуть денежные средства, взысканные таможенными органами при доначислении НДС в результате изменения ставки с 0% до 20%.