Финансовая пирамида как вид нелегальной деятельности на финансовом рынке

Современный этап развития финансового рынка проходит под знаком структурной трансформации, обусловленной макроэкономической нестабильностью, высокой инфляцией и тотальной цифровизацией. Эти факторы, с одной стороны, открывают новые возможности, а с другой - создают «питательную среду» для роста финансовых рисков. На фоне многократного увеличения потребности населения в дополнительном доходе стремительно растет сегмент субъектов с признаками нелегальной деятельности, эксплуатирующих финансовую неосведомленность граждан.

Масштаб проблемы представлен в тревожной статистике мегарегулятора: согласно данным Банка России, только за последние полгода было выявлено 4183 субъекта с признаками нелегальной деятельности. Этот показатель демонстрирует рост на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2024 года, что свидетельствует об отчетливой негативной тенденции. К числу таких нелегальных субъектов Банк России относит:

-         финансовые пирамиды - организации или лица, привлекающие денежные средства или иное имущество без соответствующей лицензии, где выплата дохода обеспечивается исключительно за счет привлечения новых средств;

-         нелегальные кредиторы - лица, предоставляющие потребительские кредиты и займы без права на осуществление такой деятельности (включая псевдоломбарды и сетевые комиссионные магазины, а также структуры, выдающие займы в криптовалюте);

-         нелегальные профессиональные участники рынка ценных бумаг - компании, предлагающие услуги на фондовом рынке без лицензии, часто под видом обучающих курсов с имитацией торгов или через интернет-проекты с доступом к криптобиржам;

-         нелегальные операторы инвестиционных платформ и участники страхового рынка.

Особую озабоченность вызывает взрывной рост именно финансовых пирамид, количество которых увеличилось в 1,4 раза по сравнению с 2024 годом, достигнув отметки в 2328 субъектов. Практически 99% из них функционировали в форме краткосрочных псевдоинвестиционных интернет-проектов, активно использующих инфраструктуру социальных сетей (свыше 110 страниц) и мессенджеров (более 170 Telegram-каналов; компания Meta (Facebook, Instagram) внесена Минюстом в реестр экстремистских организаций, ее деятельность запрещена в России). Их модели варьируются от предложений быстрого и «гарантированного» дохода от инвестиций в криптовалютные активы (свыше одной тысячи проектов) до вложений в классические инструменты - драгоценные металлы, сырьевые товары или инновационный бизнес.

Эксперты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (доценты Кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового факультета Ризванова Ирина Азатовна и Дюдикова Екатерина Ивановна) с учетом данных, представленных на финансовом рынке, выделили следующие маркеры финансовых пирамид:

-         обещание сверхвысокой и гарантированной доходности: предложение аномально высоких, стабильных и гарантированных процентов дохода, которые значительно превышают рыночные (почему это маркер: на рынке ценных бумаг высокая доходность всегда сопряжена с высокими рисками; гарантировать ее - невозможно и противозаконно);

-         доходность объясняется «особыми» или секретными алгоритмами: отсутствие внятного и понятного объяснения того, за счет чего генерируется доход; часто используются сложные, псевдонаучные термины или отсылки к «инсайдерской» информации, «уникальной» торговой стратегии или «секретным» технологиям (почему это маркер: легальная компания всегда готова прозрачно объяснить свою бизнес-модель);

-         акцент на привлечении новых участников: прямое или косвенное указание на то, что выплаты текущим вкладчикам зависят от притока новых средств; часто это маскируется под реферальные, партнерские или агентские программы с высоким вознаграждением (почему это маркер: в легальном бизнесе прибыль возникает от продажи товара или услуги внешним клиентам, а не от бесконечного привлечения самих инвесторов);

-         агрессивный маркетинг и создание искусственного ажиотажа (FOMO): использование тактик давления по типу «ограниченное по времени предложение», «только для первых 100», «секретная возможность»; реклама активно ведется в социальных сетях и мессенджерах (почему это маркер: цель - заставить человека действовать быстро, под влиянием эмоций, минуя этап рационального критического анализа и проверки информации);

-         отсутствие прозрачности и лицензии: невозможность найти достоверную информацию о компании и полное отсутствие проверяемых документов, при этом критически важным маркером выступает отсутствие лицензии Банка России или иного уполномоченного органа на привлечение средств или осуществление финансовой деятельности (почему это маркер: легальные финансовые организации обязаны работать открыто и иметь лицензию, информацию о которой легко проверить на официальном сайте регулятора. Любое предложение финансовых услуг на территории страны без лицензии банка россии – незаконно);

-         сложность или невозможность вывода средств: на начальном этапе могут разрешать выводить небольшие суммы для создания иллюзии надежности; затем появляются «временные трудности», вводятся комиссии, предлагается «реинвестировать» средства для получения еще большей прибыли или выдвигаются другие условия, делающие вывод средств практически невозможным (почему это маркер: деньги ушли на выплаты предыдущим «инвесторам» и организаторам; как только приток новых средств замедляется, система рушится).

Для противодействия этим вызовам Банк России реализует комплекс мер: от блокировки ресурсов таких «нелегальных» субъектов (ежедневно регулятор обновляет Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке) и взаимодействия с правоохранительными органами до масштабной работы по повышению финансовой и киберграмотности населения.

Ключевым элементом защиты прав граждан является выстроенная система работы с обращениями. С 1 июля 2024 года на все финансовые организации (банки, страховые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй) возложена обязанность по обязательному приему и рассмотрению жалоб клиентов. В случае если обращение в саму организацию не принесло результата, граждане могут направить его в Интернет-приемную Банка России.

Действенным инструментом досудебного урегулирования споров является институт финансового уполномоченного (омбудсмена), созданный на основании Федерального закона от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Его решения обязательны для исполнения финансовыми организациями в пределах определенной суммы требований.

Таким образом, в условиях растущих рисков система финансового надзора и защиты прав потребителей развивается, предлагая гражданам конкретные механизмы для отстаивания своих интересов. Однако главным барьером на пути мошенничества остается осознанное и критическое отношение инвесторов к предложениям на рынке, основанное на принципе «Если предложение кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, если оно сияет обещаниями невероятной прибыли без риска — это наверняка ловушка».

Другие пресс-релизы