Будущее виноградарско-винодельческой отрасли в свете изменений налогового законодательства

29 сентября 2025 г. был опубликован внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Внимание профессионального сообщества и широкой общественности привлекают предложения по повышению ставки НДС, снижению лимита для освобождения от НДС налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), ограничению оборота для целей применения патентной системы налогообложения (ПСН), повышению тарифов страховых взносов для малого и среднего бизнеса и т.д. Все эти изменения, безусловно, приводят к повышению фискальной нагрузки на предпринимательский сектор (преимущественно на малый бизнес). В рамках данной публикации рассмотрим, как планируемые изменения налогового законодательства отразятся на виноградарско-винодельческой отрасли России.

Под виноградарско-винодельческой отраслью будем понимать совокупность предприятий и организаций, занятых в полной цепочке производственного цикла – от производства российского винограда до изготовления и реализации винодельческой продукции. Виноделие имеет в России давнюю историю. Первые виноградники для производства вина в России были заложены еще в 1613 году на территории Астрахани по приказу царя – Михаила Фёдоровича Романова. Он ответственно подошел к делу и велел нанять на производство лучших виноделов из Европы. С тех пор винодельческая промышленность совершила большой скачок в развитии. Сегодня статус виноградарско-винодельческих имеют такие регионы России как Кубань (Краснодарский край), Крым, Долина Дона (Ростовская область), Дагестан, Ставрополье, Долина Терека (Северная Осетия).  Из менее традиционных винодельческих зон можно выделить Воронежскую, Самарскую и Саратовскую области, Дальневосточную зону и даже Тюмень. А в 2024-2025 гг. в число винодельческих зон России были включены Донецк, Запорожье и Херсон. Таким образом Россию можно однозначно отнести к странам традиционного виноделия.

Итак, рассмотрим воздействие запланированных изменений в налоговом законодательстве на состояние отрасли. Несомненно, изменения, оказывающие воздействие на всю экономику Российской Федерации, повлияют и на рассматриваемую отрасль (в частности, повышение ставки НДС, тарифов страховых взносов и т.д.). Интерес представляют специфические положения НК РФ, направленные на регулирование и стимулирование развития данной отрасли. Одной из преференций, предоставленных виноградарям и виноделам, является право на применение специальных налоговых режимов (в то время как в общем случае применение специальных налоговых режимов прямо запрещено налогоплательщикам, производящим и реализующим подакцизную продукцию). На фоне снижения объема выручки, дающей право на освобождение от уплаты НДС, для УСН и ПСН  с 60 до 10 млн. руб. аналогичный показателей для налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), остается на прежнем уровне – 60 млн. руб. Таким образом, малый бизнес в виноградарской отрасли  преимущественно остается вне сферы применения НДС, что помогает поддерживать более низкий уровень отпускных цен.

Что касается винодельческой отрасли, то важнейшим специфическим налогом для нее является акциз. Если проанализировать ставки акциза по винодельческой продукции, то можно отметить, что кардинально (примерно в 2 раза) ставки в 2026 году вырастут даже не по сравнению с аналогичными ставками 2025 года, а со ставками, запланированными ранее на 2026 год, в отношении виноматериалов и виноградного сусла (в то время как планомерное повышение ставок акцизов наблюдается каждый год, не является новацией и имеет экономическое обоснование). Более умеренный рост (около 25%) можно наблюдать по таким категориям как вина тихие и вина игристые. Практически на прежнем уровне остаются ставки налога в отношении десертных крепленых (ликерных) вин и винных напитков.  Неизменной с 2022 года остаётся ставка акциза на используемый в виноделии виноград.

Но, как отмечает доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финуниверситета, к.э.н. Юлия Косенкова, данный рост акцизов в итоге повлияет преимущественно на отпускные цены винодельческой продукции. На финансовых показателях отрасли данный рост не должен отразиться существенным образом. Причина кроется в налоговых мерах стимулирования отечественного виноградарства и виноделия, реализуемых в последние годы.

Основной мерой поддержки является предоставление возможности получения налогового вычета в сумме акциза, исчисленного в отношении использованного для производства винодельческой продукции винограда. При соблюдении всех формальных требований российские предприниматели имеют право на применение т.н. «обратного» или «демпферного» акциза, т.е. вычета, увеличенного на коэффициент Квд.

Коэффициент КВД определяется расчетным путем по формуле

КВД = 1 + КГВП / КВ,

где КВ - коэффициент, устанавливаемый законодательно, который обновляется каждый год, а КГВП определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из отношения объема произведенного вина к объему использованного для него винограда.

Соответственно, чем ниже коэффициент Кв, тем большее значение принимает итоговый коэффициент Квд, и большая сумма денежных средств возвращается налогоплательщику из бюджета. Анализ законопроекта показывает, что в 2026 году Кв в отношении некоторых позиций уменьшается практически в 2 раза по сравнению с величиной, запланированной на 2026 год ранее. Например, это касается использования винограда для производства виноматериалов и виноградного сусла. Снижение Кв при использовании винограда для производства иной продукции виноделия несколько ниже, но тоже имеет место: при производстве вина тихого и игристого Кв сокращается на 20%, ликерного вина – на 7%. Таким образом, величина возмещения из бюджета акциза, исчисленного при использовании винограда, в 2026 году возрастет. Более того, если наблюдать динамику изменения коэффициента Кв, то можно увидеть перманентное снижение. Например, Кв при использовании винограда для производства игристого вина снижается с 0,97 в 2021 г. до планируемых 0,1975 в 2028 году, что приводит к существенному росту демпферного акциза. Все этим изменения позитивно воздействуют на финансовую устойчивость винодельческих предприятий, а также приводят к росту спроса на продукцию российской виноградарской отрасли.

В результате повышение ставок акцизов на продукцию российского виноделия приведет к росту отпускных цен, но изменения в порядке определения величины демпферного акциза позволят смягчить ситуацию для самих винодельческих компаний. Как отмечает доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финуниверситета, к.э.н. Антон  Поляков, для обеспечения ценовой конкурентоспособности российской продукции (и в качестве протекционистской меры) ставки ввозных таможенных пошлин в отношении винодельческой продукции из недружественных стран установлены в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 2 долларов США за литр продукции, что существенно превышает уровень таможенных пошлин в отношении вин из т.н. «дружественных стран. Подобные ставки установлены до 31.12.2025 года. Но пока нет оснований предполагать, что они будут возвращены к их стандартному размеру в 2026 году. Кроме того, в России установлен запрет на государственные закупки иных вин, кроме российских, что тоже является мощным средством поддержки российского виноделия.

Таким образом, анализ изменений налогового законодательства позволяет сделать вывод, что виноградарско-винодельческая отрасль рассматривается органами власти в качестве приоритетной, несмотря на ее несущественное фискальное значение для российской бюджетной системы. И грядущие налоговые изменения не должны нанести существенный урон темпам развития виноградарства и виноделия в России.

Другие пресс-релизы