Представьте себе классическую лекцию в университете: преподаватель у доски – безраздельный владелец и транслятор знания, а студенты – его благодарные, а порой и пассивные, приёмники. Эта многовековая модель, которую часто называют «учитель у горшка», сегодня переживает настоящую революцию. Виной тому – стремительное наступление платформенного образования. Когда весь фактический материал (лекции, формулы, интерактивные симуляции) упакован в цифровой курс и доступен в один клик, возникает резонный вопрос: а зачем тогда нужен преподаватель?
Оказывается, нужен, как никогда. Но его роль кардинально меняется. Из «говорящей головы» он превращается в навигатора, тьютора и модератора сложного, а порой и хаотичного, образовательного ландшафта.
Для оценки эффективности усвоения теоретического материала в рамках дисциплины «Информационные технологии юридической деятельности» было проведено анкетирование среди студентов юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ. Исследование было направлено на сравнение различных форматов проведения лекционных занятий. Зависимость уровня усвоения теоретического материала от форматов деятельности оценили следующим образом (рис. 1):

Результаты опроса выявили факторы, которые студенты считают наиболее важными для эффективного восприятия лекционного материала. Большинство респондентов (58%) видят ключевое условие в интерактивном формате лекции, когда преподаватель организует активное взаимодействие, задаёт вопросы и вовлекает аудиторию в дискуссию. Значительная часть опрошенных (38%) в качестве основного фактора отметила использование лектором практических примеров и кейсов из реальной жизни.
В цифровую эпоху функция простой передачи информации стала анахронизмом. Любой студент со смартфоном может найти видеолекцию нобелевского лауреата, пройти симуляцию хирургической операции или изучить оригинальные тексты в цифровых архивах. Платформа становится бездонным хранилищем знаний, доступ к которому не ограничен ни временем, ни местом. Преподаватель, пытающийся просто «озвучить» учебник, проигрывает в конкуренции мировой сокровищнице знаний, упакованной в эффектный и удобный формат.
Так чем же заняться педагогу, когда его монополия на знание рухнула? Его миссия, как считает доцент кафедры бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве РФ, Шелепаева Альбина Хатмулловна, становится сложнее и многограннее.
Тьютор (навигатор и мотиватор). Это, пожалуй, ключевая новая роль. Преподаватель-тьютор не даёт рыбу, а учит рыбачить и показывает, где в безбрежном океане информации водятся лучшие косяки.
Он строит индивидуальные маршруты. Проанализировав данные платформы (аналитика показывает, какие темы вызвали у студента трудности), тьютор может порекомендовать ему дополнительные материалы, скорректировать траекторию обучения, предложить углубиться в одну тему и бегло ознакомиться с другой.
Он поддерживает и мотивирует. Низкая завершаемость онлайн-курсов – бич платформенного образования. Живое человеческое участие, своевременное «Вы на правильном пути!» или обсуждение сложностей становятся критически важными. Тьютор – это личный тренер в мире образования, который не даёт заблудиться и опустить руки.
Модератор (организатор смыслов). Если платформа – это склад кирпичей (знаний), то преподаватель-модератор – это прораб, который помогает построить из них прочное здание понимания.
Он организует дискуссии. Вместо монолога он модерирует обсуждения на форумах, в чатах и во время видеовстреч, ставит острые вопросы, помогает студентам сформулировать и отстоять свою позицию.
Он помогает связать разрозненные знания. Платформа даёт факты, а модератор помогает увидеть междисциплинарные связи, контекст и практическое применение этих фактов. Он превращает информацию в знание, а знание – в компетенцию.
Создатель образовательного опыта (дизайнер). Преподаватель теперь не только доносит контент, но и создаёт его, точнее, проектирует весь образовательный опыт внутри платформы. Он разрабатывает сценарии прохождения курса, придумывает интерактивные задания, встраивает геймификацию и групповые проекты. Он – режиссёр обучения, где платформа является и сценой, и декорациями.
Этот переход даётся непросто. Он требует от педагога новых «цифровых» навыков, психологической гибкости и готовности постоянно учиться. Но парадокс в том, что чем больше технологий проникает в образование, тем выше становится ценность человеческого фактора. Алгоритм может адаптировать сложность задания, но не может по-настоящему вдохновить, увидеть искру в глазах студента или разрешить конфликт в группе. Платформа берёт на себя рутину, освобождая педагогу время для самого главного – для глубокого, осмысленного и человечного взаимодействия с теми, кто учится.
Таким образом, эпоха платформ не отменяет преподавателя, а возводит его на новую высоту. Из единственного источника информации он превращается в архитектора образовательной среды, личного наставника и проводника в мире, где знание стало повсеместным и доступным. Его задача – не просто прочитать материал, а помочь студенту в нём не утонуть, а научиться видеть горизонты.