Корпоративное обучение: метрики оценки эффективности

В условиях стремительных изменений рынка, корпоративное обучение становится незаменимым инструментом для усиления конкурентоспособности. Корпоративное обучение имеет устойчивую важность, так как оно повышает профессиональный уровень сотрудников, что ведет к стабильной производительности, улучшению качества работы и достижению бизнес-целей компании. Оно также способствует позитивной лояльности и взаимной мотивации персонала, снижает риск оттока кадров, укрепляет командный дух и помогает компании оставаться конкурентоспособной на меняющемся рынке.

Не секрет, что корпоративное обучение требует от руководства компании внушительных затрат. Особенно это ощутимо в крупных организациях, где осуществляют свои трудовые функции и решают корпоративные задачи от 100 человек и более. Различные вебинары, онлайн-курсы, наставничество — всё это должно улучшать качество работы сотрудников, а также соответствовать их потребностям, ожиданиям, интересам.

Поэтому нужно регулярно проводить оценку эффективности обучения разными способами: изучать статистику, проводить тестирование сотрудников и многое другое. Оценка позволит улучшить обучение, сделать его результативным и выгодным не только для компании, но и для каждого отдельно взятого сотрудника.

Здесь на помощь приходят так называемые метрики эффективности обучения. Метрики эффективности обучения — это не что иное, как числовые показатели, которые помогают оценить, насколько успешным и полезным было обучение для сотрудников и организации в целом. Они включают в себя уровень усвоения знаний (тесты, экзамены), удовлетворенность обучением (опросы CSAT и NPS), применение знаний на практике (анализ изменений в поведении и производительности), а также финансовые результаты (ROI и влияние на KPI).

Безусловно, метрики — это современный индикатор качества и продуктивности образовательного процесса. По сути, это как панель приборов, которая подсвечивает слабые места проекта, общего дела или определенного направления, где нужно поработать над результатом. Важна и грамотная аналитика и интерпретация конкретных показателей. Какие же основные метрики эффективности обучения существуют? Имеются несколько категорий.

По уровню усвоения знаний:

процент завершения курса (COR): показывает, какой процент обучающихся успешно закончили программу;

результаты тестов и контрольных работ: оценка уровня знаний, полученных в результате обучения;

количество пройденных модулей: помогает понять, какие темы наиболее интересны и востребованы.

По уровню удовлетворенности обучением:

CSAT (Customer Satisfaction): индекс удовлетворенности пользователей, измеряет, насколько довольны обучающиеся процессом обучения;

NPS (Net Promoter Score): индекс лояльности, который показывает, готовы ли обучающиеся рекомендовать курс.

По критерию «применение знаний на практике»:

изменение производительности работы: измерение того, как обучение повлияло на конкретные рабочие показатели (например, увеличение продаж или повышение качества обслуживания).

изменение поведения: оценка того, как сотрудники стали применять новые навыки и знания в своей работе. 

движение по грейдам: отслеживание карьерного роста сотрудников после прохождения обучения. 

По финансовым показателям:

коэффициент возврата инвестиций (ROI): показывает, окупились ли вложенные в обучение средства.

влияние на KPI: оценка того, насколько обучение повлияло на ключевые показатели эффективности организации. 

Прежде всего данные метрики позволяют улучшить программы обучения – выявить слабые стороны программ и внести необходимые коррективы. Данные метрики способствуют принятию обоснованных решений: например, полученные цифры в рамках анализа представляют объективную информацию для выводов о дальнейших инвестициях в обучение. Наконец, при помощи метрик мы можем найти подтверждение ценности нашего обучения: они помогают доказать, что обучение действительно принесло пользу компании и повысило её эффективность. 

Есть еще ряд популярных моделей для оценки эффективности обучения:

модель Киркпатрика (одна из самых популярных моделей, включающая уровни реакции, усвоения, поведения и результатов);

модель Филлипса (расширение модели Киркпатрика, добавляющее к оценке ROI);

модель Кауфмана (добавляет к предыдущим моделям оценку пользы для общества).

По мнению кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Яны Рупасовой, «корпоративное обучение является несоизмеримо хорошей инвестицией в развитие любой компании – от небольшой фирмы до транснациональной корпорации, поскольку с повышением квалификации сотрудников повышается и эффективность их работы. К тому же, корпоративное обучение традиционно считается частью тимбилдинга, соответственно, после правильно проведенного обучения коллектив становится более сплоченным и лояльным к компании». 

Яна Рупасова отмечает: «корпоративное обучение, если оно напрямую связано с целями компании, это мощный стратегический инструмент, который помогает бизнесу развиваться. С его помощью можно быстро ввести вновь пришедших в курс дела, повысить уровень команды, внедрить новые процессы и технологии, а часто вообще по-новому взглянуть на бизнес-процесс».

Другие пресс-релизы