Если рассматривать систему налоговой поддержки хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей), для российской практики налогообложения достаточно часто присуще распределение налогоплательщиков на определенные категории с выделением определенной специфики деятельности. Структурными элементами являются также налоги и системы налогообложения, например, специальные налоговые режимы (СНР) и агрегированные режимы (АНР), например, для поддержки отдельных территорий, отдельных категорий налогоплательщиков.
По мнению Смирновой Елены Евгеньевны, к.э.н., доцента, советника налоговой службы II ранга, доцента кафедры налогов и налогового администрирования, ведущего научного сотрудника Центра научных исследований и стратегического консалтинга Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в настоящее время в рамках достижения целей продовольственной безопасности достаточно важным является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в т.ч. налоговыми методами. Если для юридических лиц возможно применение нулевой ставки по налогу на прибыль организаций при соблюдении установленных требований, то для индивидуальных предпринимателей в рамках общего режима при уплате НДФЛ такого варианта не предусмотрено.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) была введена главой 26.1 НК РФ в целях налогового стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, т.е. тех, у кого основным видом деятельности является осуществление первичной и последующей (промышленной) переработки сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и реализация этой продукции. В настоящее время, по данным ФНС России, в Российской Федерации более 90 тысяч хозяйствующих субъектов перешли на данный режим, при этом каждый пятый плательщик ЕСХН – организация, остальные - ИП.
Налогоплательщиками ЕСХН признаются ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и добровольно перешедшие на уплату налога, если соответствуют установленным НК РФ требованиям.
На уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители, если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором ИП подает уведомление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и (или) от оказания сопутствующих услуг, составляет не менее 70%. Особые условия устанавливаются для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые занимаются выловом рыбы, в т.ч. установлено ограничение по численности сотрудников.
Устанавливается освобождение от уплаты налогов для ИП: по уплате НДФЛ (налога на доходы физических лиц) в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по иным налоговым ставкам, кроме основной шкалы (от 13% до 22% в 2025 году).
Обязанности по уплате остальных налогов и сборов, страховых взносов у налогоплательщиков ЕСХН остаются (однако могут быть установлены отдельные налоговые преференции на региональном, местном уровнях), как и обязанности налоговых агентов, а также обязанности контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний. Например, с 2018 года они являются плательщиками НДС, однако имеют право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета НДС, не должна превышать 60 млн. руб. за предшествующий календарный год).
В целях дополнительных мер поддержки можно выделить право уменьшать законом субъекта Российской Федерации налоговую ставку для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, Московская область и Челябинская область установили нулевую ставку для всех налогоплательщиков ЕСХН.
Безусловно, для многих сельскохозяйственных товаропроизводителей достаточно удобно переходить на уплату ЕСХН, ведь их налоговая нагрузка становится меньше за счет применения специального налогового режима.
К преимуществам ЕСХН можно отнести: пониженную налоговую нагрузку по сравнению с общей системой, особый порядок получения освобождения от НДС на более выгодных, чем при общей системе налогообложения, условиях; возможность применения налоговых вычетов, если освобождение от НДС не применяется; совмещение ЕСХН с патентной системой налогообложения (по другим видам деятельности); отсутствие необходимости выплаты минимального налога при получении убытков по сравнению с УСН и автоматизированной УСН, а также право на перенос убытков на будущие налоговые периоды без установления максимального размера корректировки. Кроме того, только два раза в год нужно осуществлять уплату: налога за налоговый период и авансовых платежей за полугодие, подавать декларацию только по итогам налогового периода. Однако перечень расходов, которые можно учитывать, ограничен, а условия, которые установлены для работы, не всегда легко соблюдать.