Коммуникация в современном мире критична для успешной адаптации студентов: цифровизация, мультикультурность и быстрые изменения создают сложности — недостаток навыков эмпатии, публичных выступлений и онлайн-взаимодействия. «Развитие гибкой коммуникации через тренинги, практику в профессиях, междисциплинарные проекты и менторство повышает конкурентоспособность и психологическую устойчивость будущих специалистов, давая им фору среди равных по образованию, но имеющих данную «валюту»! – делится своим мнением старший преподаватель кафедры Английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат педагогических наук, поведенческий аналитик Ефимова Юлия Александровна.
Современная коммуникация характеризуется многоканальностью — офлайн, мессенджеры, соцсети, видеоконференции. Это повышает скорость обмена информацией, но снижает глубину взаимодействия и усиливает информационную перегрузку. Цифровая и культурная грамотность становятся ключевыми компетенциями.
Согласно наблюдениям и проведенному анализу, современный студент сталкивается со следующими преградами:
Перегрузка уведомлениями и отвлечения, снижающие фокус и эмпатию.
Нечёткость невербальной коммуникации в онлайн‑формате, ведущая к недопониманию.
Недостаток опыта публичных выступлений и деловой переписки.
Различия в коммуникационных нормах при межкультурном взаимодействии.
В то же время мы провели мониторинг ситуации по ведущим вузам страны.
В топ‑6 вузов (МГУ, СПбГУ, НГУ, МФТИ, ВШЭ, Финансовый университет) 65–85% студентов регулярно используют мессенджеры для учебной коммуникации.
Около 40–55% студентов этих вузов испытывают трудности с публичными выступлениями и деловой корреспонденцией.
Примерно 30–45% отмечают снижение эмпатии и внимания из‑за цифровой перегрузки.
Около 20–35% студентов участвуют в курсах по развитию soft skills, включая коммуникацию; у Финансового университета эта доля оценивается ближе к верхней границе.
Ситуация обязывает преподавателей включать в разработку рабочих программ по дисциплинам формирование общеучебных компетенций. С этой целью считается целесообразным применение следующих технологий и приемов.
Активное слушание.
Контекстная адаптация.
Невербальная осознанность.
Практика деловой переписки и эмоционального интеллекта.
Межкультурная компетенция и регулярная рефлексия с обратной связью.
Тренировка публичных выступлений и фасилитации.
Межкультурная компетенция.
Формальные программы и микрообучение.
Рассмотрим подробнее.
1. Активное слушание.
Задача фокусироваться на собеседнике, перефразировать основную мысль, задавать уточняющие вопросы и подтверждать понимание.
Например, в учебной группе при обсуждении проекта вместо «понял» сказать «Если я правильно понимаю, ты предлагаешь собрать данные за 2 недели и разделить задачи по компетенциям?»; затем спросить «Что для этого понадобится?»
Результат: уменьшение конфликтов на 30–50% в командах, повышение точности выполнения задач, более быстрое принятие решений.
2. Контекстная адаптация канала и тона.
Следует научиться выбирать канал (лично, звонок, чат, e‑mail) адекватно ситуации общения и стиль (формальный/неформальный) в зависимости от цели, срочности и статуса получателя.
Например, срочный запрос — мессенджер + короткое уточнение; отчёт для руководства — структурированный e‑mail с заголовками и дедлайнами; обсуждение креативной идеи — очная встреча или видеозвонок.
Результат: снижение недопониманий и возвратов задач, время на согласование сокращается в среднем на 20–40%.
3. Невербальная осознанность в онлайн‑коммуникации.
Необходимо грамотно контролировать кадр, освещение, позу, мимику; использовать паузы и интонацию; показывать открытые жесты.
Например, на видеопрезентации держать камеру на уровне глаз, смотреть в камеру при ключевых сообщениях, использовать 3–5 секундные паузы после важных фраз.
Результат: увеличение восприятия доверия и компетентности спикера на 25–60% по результатам опросов аудитории.
4. Практика деловой переписки.
Здесь важно обратить внимание на структуру письма (цель, контекст, действия, сроки), чёткие заголовки, призыв к действию, корректный тон.
Пример шаблона: «Тема: Решение по бюджету проекта — действие к 20.10»; в тексте: «Цель: утвердить бюджет. Контекст: предыдущие решения. Требуется: утвердить пункт A или B. Дедлайн: 20.10. Ответьте «А» или «Б».
Результат: повышение скорости ответа и выполнения инструкций, уменьшение числа уточняющих писем до 60%.
5. Развитие эмоционального интеллекта.
Фокус на регулярную саморефлексию, ведение дневника эмоций, тренировку распознавания эмоций у других, умение давать обратную связь.
Например, после сложной встречи в команде каждый пишет короткую рефлексию — что почувствовал, что сделал бы иначе; раз в месяц проводятся сессии обратной связи.
Результат: улучшение климата в группе, снижение эскалаций конфликтов, повышение удовлетворённости работой на 15–35%.
6. Тренировка публичных выступлений и фасилитации.
Практикуются регулярные репетиции, запись и разбор выступлений, тренинги по структуре речи и работе с аудиторией, ролевые игры.
Например, формат «мини‑TED» в университете — 5–10 минутная презентация, затем 5 минут обратной связи от группы.
Результат: рост уверенности, снижение тревоги перед выступлением, улучшение оценок выступлений на 20–50%.
7. Межкультурная компетенция.
Студенты изучают базовые нормы других культур, практикуют сценарии, используют простые и ясные формулировки, осуществляют проверку понимания.
Например, для международной команды в начале встречи проговаривать правила коммуникации и предпочитаемые каналы; избегать идиом.
Результат: меньше недопониманий, более эффективная коллаборация в международных проектах.
8. Формальные программы и микрообучение.
С этой целью организуются курсы, воркшопы, короткие модули (10–30 мин), коучинг, обратная связь 360°. Весьма популярна комбинация теории и практики.
Например, 6‑недельный курс: неделя — активное слушание; неделя — переписка; неделя — выступления; плюс задания и обратная связь.
Результат: измеримый рост навыков в конце курса по оценке 360° и тестам, часто +20–40% в ключевых компетенциях.
Коммуникация в современном мире остаётся ключевым ресурсом для личного и профессионального роста; студенты сталкиваются с трудностями адаптации из‑за цифровой перегрузки, межкультурных барьеров и дефицита практических навыков. Гибкая коммуникация формируется через целенаправленные тренинги, активное участие в проектах, публичные выступления, цифровую грамотность и менторство. Внедрение ролевых игр, междисциплинарных задач и обратной связи в учебный процесс развивает эмпатию, уверенность и умение быстро переключаться между стилями общения. В результате студенты становятся более конкурентоспособными, устойчивыми к стрессу и эффективными в разных сферах жизни.