Цифровые платформы как перспективная форма развития платформенной экономики

Коняев Алексей Александрович, доктор экономических наук, доцент кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета при Правительстве РФ считает, что в условиях геополитической турбулентности становится важным исследование вопросов функционирования и развития цифровых платформ (платформенная экономика). Активное развитие цифровых финансовых технологий в последние десятилетия привело к формированию нового экономического уклада – платформенной экономики (platform economy). В современных условиях на российском рынке функционирует множество цифровых платформ, среди них – маркетплейсы (OZON, WB); финансовые платформы (Banki.ru, Финуслуги (MOEX)); шеринговые платформы (Яндекс) – каршеринг, велошеринг, кикшеринг; платформы для рынка труда (Headhunter); платформы поиска исполнителей (AVITO) и др., которые формируют около 20% ВВП страны с занятостью населения более 10 млн. чел.

Платформенная экономика представляет собой систему экономических отношений, построенных вокруг цифровых платформ (экосистем). Первая научная концепция «платформ» появилась в 1990-х гг. В 2000-х гг. понятие «платформа» относилось главным образом к онлайн-сервисам, объединявшим поставщиков услуг с клиентами, таким как Uber, Airbnb и др., но впоследствии получило более широкий смысл.

Примечательно, но платформы не владеют реальными и/или цифровыми активами (дематериализация активов), они активно развивают торговую ИТ-инфраструктуру, благодаря применению современных цифровых финтех-технологий, и задают стандарты, позволяющие субъектам экономики – потребителям, поставщикам, исполнителям и др. активно выстраивать экономические отношения. Неудивительно, что удобство формата для участников привело к их быстрому масштабированию – около 80-85% пользователей используют цифровые платформы для заказа товаров и услуг.

Особенности платформенной экономики заключаются в следующем: прежде всего, это объединение (интеграция) всех участников на одной площадке; партнерство участников; инновационная бизнес-модель платформ; широкий ассортимент товаров; создание единого интерфейса для получения товаров и услуг; рост эффективности за счет использования единой торговой инфраструктуры; сетевой эффект и эффект масштаба, а также изменение бизнес-моделей субъектов экономики.

Примечательно, но бизнес-модель цифровых платформ кардинально отличается от традиционных бизнес-моделей ведения бизнеса. Платформа ничего не производит и не продает, она организует процесс – помогает встретиться продавцу и покупателю. При этом оператор платформы также может выступать продавцом или оказывать услугу. Так, в 2024 г. торговый оборот платформенной экономики России составил более 10 трлн. руб. (около 20% ВВП). Основной доход платформам приносят не продажи товаров и услуг, а процент от сделок между продавцами и покупателями. Например, за каждый проданный товар на маркетплейсе Ozon берет процент от стоимости, который зависит от категории товара и схемы работы – со склада маркетплейса (FBO) или со своего склада (FBS).

В настоящее время существует асимметрия отношений между участниками платформенной экономики, которая заключается в «неожиданном изменении» условий сотрудничества со стороны посреднических цифровых платформ. Однако, с 01 октября 2026 г. вступает в силу новый закон о платформенной экономике, который определит правовые основы платформенной экономики в Российской Федерации и урегулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами, пользователями и иными лицами в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Важной целью закона является обеспечение баланса интересов всех участников платформенной экономики, выравнивание конкурентных условий и симметрия отношений между участниками платформенной экономики, что, в конечном счете, создаст основу для дальнейшего развития и регулирования цифровой экономики.

Другие пресс-релизы