Работа будущего станет совместным проектом между людьми, ИИ-агентами и роботами, основанным на искусственном интеллекте. Современные технологии теоретически могут автоматизировать более половины рабочего времени. Это отражает глубину возможных изменений в сфере труда, но не прогнозирует сокращение рабочих мест. Внедрение новых технологий займёт время. По мере развития одни роли будут сокращаться, другие — расширяться или меняться, а также появляться новые, при этом работа всё больше будет сосредоточена на взаимодействии людей и интеллектуальных машин.
Согласно исследованию компании McKinsey, большинство человеческих навыков в будущем сохранятся, хотя и будут применяться по-другому. Более 70% навыков, востребованных сегодня работодателями, используются как в автоматизированных, так и в неавтоматизированных видах деятельности. Это совпадение означает, что большинство навыков остаются актуальными, но способы и области их применения будут меняться. Спрос на свободное владение ИИ (способность использовать и управлять инструментами ИИ) вырос в семь раз за два года, быстрее, чем на любой другой навык. Этот рост заметен во всех отраслях и, вероятно, знаменует начало гораздо более масштабные изменения в будущем. По прогнозам исследования компании McKinsey к 2030 году в США может быть получена экономическая выгода в размере около 2,9 триллиона долларов США, если организации подготовят своих сотрудников и перестроят рабочие процессы, а не отдельные задачи, на совместную работу людей, ИИ-агентов и роботов.
О способностях роботов и ИИ-агентов рассказывает доцент кафедры искусственного интеллекта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Емельянова Наталия Юрьевна:
На протяжении большей части прошлого века машины создавались для следования правилам. Роботы выполняли физические действия, например, сборку деталей, в то время как программное обеспечение автоматизировало предсказуемые канцелярские и аналитические задачи. Оба типа машин работали по заранее заданному сценарию, т.е. они делали то, что было запрограммировано, и не более того. Развитие искусственного интеллекта начало менять эту ситуацию и расширять возможности автоматизации.
ИИ-агенты и роботы — это машины, выполняющие когнитивную и физическую работу. Они становятся всё более способными, обучаясь на обширных массивах данных. Это позволяет им имитировать рассуждения и реагировать на более широкий спектр входных данных, включая естественный язык, а также адаптироваться к различным контекстам, а не просто следовать заданным правилам.
Следует различать физическую и нефизическую работу. Для автоматизации физической работы необходимы роботы, а для автоматизации нефизической — ИИ-агенты.
Влияние автоматизации на физический труд в краткосрочной перспективе может быть менее значительным. Роботы добились значительного прогресса, но большая часть физической работы по-прежнему требует мелкой моторики, ловкости и ситуационной осведомленности, которые технологии пока не могут надёжно воспроизвести. Развитие робототехники изменит профессии в таких областях, как производство и приготовление пищи, включая некоторые низкооплачиваемые должности. Роботы также могут продолжать выполнять опасную или по иным причинам невыполнимую для людей работу, например, подводные работы, поисково-спасательные работы и осмотр опасных сред.
О перспективах изменения работы из-за автоматизации за счет технологий ИИ рассказывает Коротеев Михаил Викторович, заведующий кафедрой искусственного интеллекта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:
Дальнейшее развитие автоматизации потребует технологий, способных соответствовать спектру человеческих возможностей, которым сейчас нет равных. ИИ-агентам потребуется интерпретировать намерения и эмоции. Роботам потребуется освоить тонкую моторику, например, для захвата хрупких предметов или манипулирования хирургическими инструментами. Кроме того, работа, требующая значительных социальных и эмоциональных навыков, остаётся в значительной степени недоступной для автоматизации даже при сценарии полного внедрения ИИ. Это связано с тем, что многие задачи требуют понимания ситуации в режиме реального времени, например, когда учитель читает выражение лица ученика или продавец чувствует, когда клиент теряет интерес. Люди также обеспечивают надзор, контроль качества и личное присутствие, которое часто ценят клиенты, студенты и пациенты. Поэтому хотя автоматизация на основе искусственного интеллекта изменит работу большинства людей, но люди все-равно останутся незаменимыми.