Если вы до сих пор представляете Вьетнам лишь как страну рисовых террас, нетронутых пляжей и шумных рынков, пора обновить картину. Сегодня это один из самых динамичных цифровых пейзажей Юго-Восточной Азии, где древняя культура стремительно сливается с технологиями будущего. Революция здесь происходит одновременно на дорогах, в смартфонах и в умах правительства. И эта трансформация измеряется не лозунгами, а конкретными, часто рекордными цифрами, обновленными по состоянию на 2025 год.
Доцент Кафедры математики и анализа данных Факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета Марина Хрипунова констатирует: «Вьетнам — это царство двухколесного транспорта. Вьетнамцы передвигаются на мопедах. Но правительство поставило амбициозную цель к 2050 году полностью перейти на электромобили и общественный транспорт с нулевыми выбросами».
Лидирует в производстве электрокаров компания VinFast — гигант из конгломерата Vingroup. Помимо VinFast, на рынке представлены и другие местные производители, в основном сосредоточенные на коммерческом транспорте и двухколесных средствах. Совершив головокружительный рывок, VinFast не только захватил львиную долю местного рынка электрокаров, но и громко заявил о себе в США и Европе. История взлета компании - символ новой вьетнамской мечты: не быть просто сборочным цехом, а создавать собственные высокотехнологичные бренды мирового уровня.
За первые три квартала 2025 года VinFast продал более 100 000 автомобилей, что на тот момент было рекордом. Затем компания продолжила бить собственные рекорды: в октябре было продано более 20 000 электромобилей, а в ноябре — уже 23 186 единиц, что стало новым историческим максимумом. С начала года общий объем поставок в стране достиг 147 450 электромобилей.
Модель VF 3, известная как «национальный электромобиль», остается абсолютным лидером с 40 660 проданными единицами за 11 месяцев. Мощный рост показывает и семиместный Limo Green, который в ноябре разошелся тиражом в 9 642 единицы. Компания активно расширяет сеть обслуживания, открыв к ноябрю 350-ю сервисную мастерскую с целью достичь 400 к концу года.
Однако на фоне внутреннего успеха наметилась серьезная коррекция в глобальной стратегии. Планы по заходу на рынок США, о которых упоминалось ранее, были пересмотрены. Компания приостановила строительство завода в Северной Каролине и сосредоточилась на поддержке существующей дилерской сети из 22 центров. Главной причиной названо прекращение предоставления федеральных субсидий на покупку электрокаров. За 10 месяцев 2025 года продажи VinFast в США составили лишь 1413 автомобилей. Это показывает, что путь вьетнамского бренда на мировую арену будет более долгим и сложным, чем ожидалось.
Пока западный мир делится между WhatsApp, Telegram и Messenger, во Вьетнаме безраздельно царствует Zalo. Это больше чем мессенджер. Это супер-приложение, в котором общаются, оплачивают счета, заказывают еду и такси, слушают музыку и читают новости. Созданный вьетнамскими разработчиками, Zalo идеально адаптирован под местный контекст и привычки, что позволило ему обойти глобальных гигантов. По последним данным, ежемесячная аудитория платформы достигла 78,3 миллиона активных пользователей в первой половине 2025 года. Для сравнения: общее количество интернет-пользователей в стране на начало 2025 года оценивалось в 79,8 миллиона человек. Это означает, что Zalo используют практически все живущие онлайн вьетнамцы. Ежедневно через приложение отправляется около 2 миллиардов сообщений. Такая активность привела к «ловушке трубопровода» для традиционных операторов связи, чьи доходы от SMS и голосовых звонков резко сократились. Платформа активно интегрирует искусственный интеллект. Ежемесячно функциями ИИ, такими как преобразование голоса в текст, пользуются 20 миллионов человек.
Zalo — лишь верхушка айсберга. Такие платформы, как MoMo (мобильный кошелек и сервис платежей) или Gojek (транспорт, доставка, услуги), стали незаменимыми в повседневной жизни. Они демонстрируют феномен «технологического прыжка». Вьетнам, практически минуя этап кредитных карт, перешел сразу к мобильным платежам, создав уникальную и крайне удобную цифровую экосистему.
Цифровая трансформация — это и инициатива «сверху». Вьетнам активно развивает концепцию «Цифрового правительства» и «Цифровой экономики». Национальный портал электронных услуг позволяет гражданам онлайн получать справки, оплачивать штрафы, оформлять документы. Запущено приложение VNeID — цифровая идентификация гражданина, которая со временем должна заменить множество физических документов. Индекс цифровой трансформации (DTI): В 2024 году национальный DTI Вьетнама вырос на 8,6%, достигнув значения 0,7955. На провинциальном уровне наиболее динамичный рост показали компоненты «цифровая экономика» (+13,3%) и «цифровое общество» (+13,4%). Страна поднялась на 15 позиций в рейтинге ООН, заняв 71-е место среди 193 стран в 2024 году. Почти 95% населения охвачено сетями 3G/4G, ведется развертывание 5G. Медианная скорость мобильного интернета в начале 2025 года составляла 75,72 Мбит/с, что на 60,9% выше, чем годом ранее.
Правительство поставило новую амбициозную задачу: перевести 100% административных процедур для граждан и бизнеса в цифровой формат, не зависящий от административных границ, и перейти к безбумажному управлению. В декабре 2025 года Национальное собрание Вьетнама также проголосовало за принятие Закона об искусственном интеллекте, создавая правовую базу для следующего этапа развития.
Несмотря на впечатляющие успехи, в вопросах цифровизации есть ряд трудностей. Интернетом пользуются 78,8% населения (79,8 млн человек), это означает, что 21,5 миллиона вьетнамцев все еще остаются «офлайн». Разрыв между продвинутыми провинциями, такими как Ханой и Хошимин, и отстающими (Каобанг, Куангчи) сохраняется. Пример VinFast в США ярко показывает, как внешние факторы (отмена субсидий) могут скорректировать амбиции. Правительство признает, что скорость технологического развития опережает законотворчество, и стремится создать гибкую нормативную базу, особенно в сфере венчурных инвестиций и стартапов. Премьер-министр Фам Минь Чинь прямо заявил, что, несмотря на рост в Глобальном инновационном индексе с 71-го на 44-е место, экосистема стартапов Вьетнама все еще отстает от региона. Страна ставит целью стать привлекательным центром для технологических талантов, делая ставку на молодежь и создание венчурных фондов.
Цифровая трансформация Вьетнама — это история, которая сегодня пишется конкретными цифрами: 147 тысяч проданных электромобилей, 78 миллионов пользователей супер-приложения, 71-я позиция в мировом рейтинге цифрового правительства. Это путь, на котором внутренний грандиозный успех соседствует с уроками глобального рынка, а технологический прыжок сталкивается с проблемой цифрового неравенства.