Предновогодняя тревога у американцев: влияние политики и медиа

В Международной классификации болезней 11 (ICD-11), разработанной ВОЗ, тревога описывается как состояние чрезмерного страха и/или беспокойства, характеризующееся постоянным ожиданием угрозы, субъективным чувством напряжения и выраженными когнитивными, эмоциональными и вегетативными проявлениями, которое не соответствует реальной опасности по интенсивности или длительности и приводит к нарушению функционирования человека.

Политический психолог, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Артур Мансурович Вафин, анализируя исследования тревожных состояний в США, отмечает: «Как показывают результаты опросов American Psychiatric Association от 2025 года, по мере приближения конца года американцы становятся более тревожными по сравнению с прошлым годом. Количество тех, кто ожидает большего стресса во время праздников, выросло с 28% в 2024 году до 41% в 2025 году. Молодые люди (18-34 лет) особенно склонны ожидать увеличения стресса (49%), тогда как среди старших (65+) таких гораздо меньше (27%). Рост ожиданий стресса к концу года отражает не только сезонный фактор, но и накопленный эффект политической и экономической неопределенности, усиливающейся в медиаповестке».

Что тревожило американцев в 2025 году? Экономика – 75% взрослых американцев сильно тревожились по этому поводу; система здравоохранения – 71% испытывали тревогу; политическая напряженность – 65% обеспокоенных; насилие с применением оружия – вызывало тревогу у 64% американцев; преступления на почве ненависти – 63%; международные конфликты – 58% чувствовали тревогу по этому поводу. Можно предположить, что эти тревоги в 2026 году только усилятся.

Как видно, помимо социальных проблем американцев беспокоит политика и международная обстановка, о которой они узнают из медиа: от СМИ до социальных сетей.

По мнению Вафина, «социальные медиа занимают огромную часть повседневной жизни американцев и все чаще обсуждаются в научных исследованиях как фактор, связанный с депрессивными симптомами. Так, недавние работы показывают, что проблемное использование социальных сетей у взрослых коррелирует с ухудшением психического здоровья и усилением депрессивных симптомов, а социальная зависимость сама по себе может служить предиктором такого ухудшения. Особенно убедительные данные получены среди американских подростков. Исследование по гранту Национальных институтов здравоохранения с участием 11 876 детей и подростков показало, что увеличение времени, проводимого в социальных сетях, предсказывает рост депрессивных симптомов через год, тогда как депрессивные симптомы сами по себе не предсказывают последующее увеличение времени онлайн. В исследовании Университета Калифорнии от 2025 года отмечается, что среднее ежедневное время в соцсетях выросло до 73 минут в день за три года наблюдения, а симптомы депрессии при этом усилились на 35%. Надо понимать, что вчерашние дети –это сегодняшние взрослые, голосующие на выборах, принимающие политические решения. Ничего хорошего от тревожного и депрессивного политика не дождешься».

Кроме того, другие исследования фиксируют, что подростки с уже существующими психическими проблемами склонны проводить больше времени в соцсетях, испытывать усиленное социальное сравнение с другими (по типу «я хуже других») и большую реакцию на обратную связь онлайн, что связано с более низким уровнем счастья и удовлетворенности жизнью.

Опрос Pew Research Center 2025 года показал, что около половины подростков (48%) считают, что социальные сети в целом негативно влияют на их сверстников, и доля такой оценки заметно выросла по сравнению с предыдущими годами.

Таким образом, общая картина такова: рост обращений к психическому здоровью в новогодних обещаниях («я буду делать в следующем году то и то») отражает не только повышенную осознанность проблемы, но и реакцию на растущее влияние социальных медиа на эмоциональное состояние. Современные исследования указывают, что медиа не просто отражают внутренние переживания, но могут активно участвовать в формировании депрессивных симптомов и тревоги – через социальное сравнение, кибербуллинг и непрерывное информационное воздействие.

«В итоге, проблемы депрессивности американцев к Новому 2026 году нельзя рассматривать только как следствие сезонного стресса или сугубо личного опыта: это комплексное явление, в котором сочетаются социально-экономические тренды, индивидуальные стратегии, влияние медийной среды и политическая нестабильность, формирующая эмоциональный фон общества», – заключает Вафин.

Другие пресс-релизы