Геополитика образования: перестройка академических обменов в многополярном мире

Настоящая статья посвящена анализу трансформаций, происходящих в современной академической среде под влиянием геополитических изменений, открывающих новые горизонты и перспективы для международного сотрудничества.

Начнем с вопросов академической мобильности. Как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Лариса Миляева, динамичные изменения в геополитической обстановке создают уникальные возможности для развития международной академической мобильности студентов в рамках глобального академического пространства, смещая акценты сотрудничества со стран западной Европы и Америки на перспективные проекты со странами Азии и Глобального Юга.

Известно, что обучение за рубежом, например, через программы Erasmus в Европе, или другие программы студенческой мобильности, предлагаемые, например, США — коренным образом меняет жизнь множества студентов: они получают возможность учиться у преподавателей с разным опытом, знакомиться с местными традициями, заводить друзей из разных стран и расширять кругозор за счёт новых культур и языков. Международные образовательные программы, как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Лариса Миляева, уже многие десятилетия выступают как важный элемент и активный двигатель взаимопонимания и культурного разнообразия.

История возникновения и развития таких программ свидетельствует о том, что современная система берет свое начало еще с первой половины XX века, когда в 1902 году была основана стипендия Родэса, британского магната, спонсирующего обучение в Оксфорде для англоговорящих студентов, ставя своей целью объединить англоговорящих студентов Англии и США, и культивировать в них такие лидерские качества как моральный облик, физическая сила, академическое превосходство и желание служить общественным интересам. После Второй мировой войны набирает обороты программа Фулбрайта (Fulbright Program 1946 г.) – международная программа академических обменов, спонсируемая Госдепом США.

 Благодаря студенческим обменам, привлечению международных кадров и международному научному сотрудничеству в глобальной образовательной среде к началу нового тысячелетия сформировалась инновационная и взаимосвязанная образовательная экосистема.

Современные геополитические реалии открывают новые перспективные направления сотрудничества. Например, не всегда положительная динамика отношений США и Китая стимулирует развитие региональных академических альянсов, способствуя диверсификации партнерств и созданию устойчивых образовательных сетей.

В 2020 году США аннулировали около 1000 виз китайских студентов, из соображений национальной безопасности, особенно в сферах искусственного интеллекта и передовых инженерных технологий. Однако, такие действия стали стимулом для активизации сотрудничества в других регионах. Как отмечает Ива Родни-Гумеде (lva Rodny-Gumede), председатель «Движения за Глобальное Взаимодействие» (Университет Йоханнесбурга, ЮАР), эти изменения побуждают развивать новые модели академической мобильности, усиливая роль многосторонних региональных инициатив.

Россия успешно использует новые возможности, активно развивая партнерства с Азией и странами Глобального Юга. По данным Минобрнауки, в 2020–2021 гг. в обменах с РФ участвовали студенты из 178 стран, лидерами стали Китай (10,4 тыс. студентов), в десятку самых активных стран вошли Узбекистан, Казахстан, Египет, Киргизия, Беларусь, Туркменистан, Монголия и Иран. Это демонстрирует стратегическую переориентацию на перспективные регионы роста.

В рамках международной студенческой мобильности и научного обмена одну из ключевых ролей играет такое направление как геополитика технологий. Геополитика технологий открывает новые горизонты сотрудничества в сферах искусственного интеллекта, квантовых вычислений и биотехнологий. На данном этапе развития международных академических отношений страны фокусируются на безопасных форматах обмена знаниями, что способствует созданию устойчивых альянсов в критически важных областях.

Экономические вызовы стимулируют инновационные решения. Рост стоимости жилья в европейских университетских городах (на 30% за 2020–2023 гг.) побудил университеты и правительства внедрять государственно-частные партнерства и создавать доступное жилье для студентов, повышая привлекательность программ мобильности.

И последнее, многие университеты сталкиваются с нарастающим давлением со стороны популистских движений, стремящихся к политизации университетских кампусов. Современные университеты успешно противостоят популистским вызовам, укрепляя академическую автономию и развивая новые форматы международного сотрудничества, что особенно заметно в таких областях, как международные отношения и социальные науки. Новые подходы и инициативы обеспечивают свободный обмен идеями и способствуют формированию глобального академического сообщества нового поколения.

Подведем итог: геополитические изменения открывают новую эру разносторонних академических партнерств, где Россия, Азия и Глобальный Юг формируют перспективную образовательную экосистему будущего.

Другие пресс-релизы