Самообразование в России: эволюция от жизненной необходимости к культурному тренду

Самообразование в России переживает беспрецедентный рост, превращаясь из утилитарного инструмента для решения конкретных задач в ключевую часть образа жизни миллионов людей. Этот тренд формируется под влиянием цифровой революции, изменений на рынке труда и трансформации запросов новых поколений.

За последние годы вовлеченность взрослого населения России в практики самообразования выросла кратно. Если в 2015 году самостоятельно получали новые знания и навыки 21% россиян в возрасте 25–64 лет, то к 2019 году этот показатель достиг 37%. Этот рост неравномерен и создает новый социальный ландшафт.

Как рассказала доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, канд. филологических наук Валькова Юлия Евгеньевна, в Москве самообразование стало частью жизни большинства – доля вовлеченных выросла с 27% до 61%. В городах-миллионниках – с 22% до 48%, в малых городах – с 16% до 32%.

Наиболее активны люди 25–44 лет, однако самый значительный рост продемонстрировала группа 55–64 лет – почти втрое (с 12% до 29%), что связывают с политикой «Московского долголетия» и необходимостью цифровой адаптации. Образование и занятость: Люди с высшим образованием вовлечены втрое чаще (60% против 22% с образованием не выше среднего). Парадоксально, что безработные проявляют меньшую активность (32%), чем работающие (43%).

Рост самообразования обусловлен совокупностью технологических, экономических и социальных факторов. Первое – это цифровая доступность. Интернет стал основным источником знаний (54% против 42% в 2015 г.), тогда как использование печатной литературы сократилось (с 50% до 33%). Запрос рынка труда обусловил профессиональные мотивы – второй по значимости драйвер (56%) после любознательности (78%). В условиях быстро меняющейся экономики непрерывное обучение (lifelong learning) стало условием конкурентоспособности. Особенно это касается высококвалифицированных специалистов (72%) и руководителей (62%).

Взрывной рост EdTech после пандемии в 2020 г привел к тому, что рынок онлайн-образования в России вырос за пять лет в 10 раз, достигнув в 2024 году 145 млрд рублей. Спрос динамично меняется, если пару лет назад на пике были курсы по Wildberries, SMM, сегодня фокус сместился на нейросети, программирование, цифровой маркетинг, а также сферы благополучия и здоровья. Популярность набирают «клубные» модели и обучение через мессенджеры (Telegram), где важен постоянный контакт с экспертом и сообществом.

Отметим тренд на короткие уроки и сжатые программы. Аудитория хочет быстро получить результат и применить знания. Власти также развивают систему допобразования (в том числе в рамках проекта «Демография»), включая цифровые сертификаты, и стремятся интегрировать онлайн-форматы в формальное образование. Госслужащие наряду с работниками коммерческих предприятий составляют индивидуальный план профессионального развития на три года, где указывается цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и самообразования (согласно документам из системы «КонсультантПлюс»).

Приведем примеры бесплатных возможностей улучшения мягких навыков. Например, Proskilling предлагает раздел с бесплатными курсами по Soft Skills, включая развитие коммуникации и нестандартного мышления. Платформа Partnerkin содержит 29 бесплатных курсов по личной эффективности, например, по борьбе с синдромом самозванца, публичным выступлениям и целеполаганию. Есть и федеральные проекты по развитию занятости: «Активные меры содействия занятости» (нацпроект «Кадры») и Федеральный проект «Содействие занятости». Эти государственные программы в первую очередь нацелены на профессиональную переподготовку или освоение новой профессии (например, аналитик данных, специалист по ИИ).

Однако тренд на самообразование сталкивается с серьезными вызовами: перекос между спросом рынка и предложением EdTech (много junior-специалистов, но не хватает качественных программ для уровня middle/senior), необходимость правового регулирования рынка онлайн-курсов и сохранения фундаментальности знаний в эпоху клипового мышления.

Возможно, что количественного рост возможностей для самообразования в России перерастает в качественное изменение культуры обучения, от эпизодического повышения квалификации к непрерывному, осмысленному и технологически насыщенному процессу. Успех будет зависеть от способности системы образования гибко сочетать глубокие фундаментальные знания с практико-ориентированными, короткими форматами, отвечающими запросам времени.

Другие пресс-релизы