Какой являлась лидерская стратегия в 2025 году? Подчинить хаос, вести людей за собой и сохранять скептический оптимизм по поводу ИИ. Сохранится ли данная стратегия по «взращиванию» новых лидеров в 2026 г.?
Устройство современного мира стало значительно более сложным и многообразным. Основными двигателями прогресса абсолютного большинства компаний стало стремление самостоятельно принимать важнейшие решения в контексте геоэкономики. Мотором изменений современного корпоративного мира можно считать ставку на индивидуальные особенности менеджеров как внутренних управленцев. Могущественные компании теперь находятся в положении поиска эффективных лидеров, способных действовать смело под давлением влиятельных игроков.
Сейчас лидерские навыки – навыки профессионального выживания. Согласно исследованиям Школы управления «Сколково», это суперкомпетенция, которая просто завершает статистический портрет эффективного менеджера XXI – го века.
Регулярное исследование DDI «Global Leadership Forecast – 2025», которое строится на опросе более, чем 15 000 предпринимателей и руководителей по всему миру, охватывая более 50 стран и более 24 разных отраслей, более 55 % генеральных директоров компаний считают основным вызовом в своей работе подготовку следующего поколения лидеров. Эта задача резонирует по значимости с другой логической линией — привлечением и удержанием лучших кадров (52 %). Еще два фрагмента касаются угрозы глобальной рецессии (54 %) и продвижением инновационных продуктов на рынке (50 %). И абсолютно не секрет, что ключевая стратегия, которая пронизывает деятельность большинства компаний, – это долгосрочная стабильность и рост. И это не декоративный лозунг. Как раз развитию управленцев из числа претендентов потока внутренних кадров в данной стратегии посвящено значительно больше места, чем чему бы то ни было. Экономический сюжет здесь заключается в том, чтобы за счет этого попытаться сократить затраты на новый поиск и дорогостоящее обучение новых специалистов, одновременно улучшив адаптацию сотрудников к уже существующим корпоративным процессам. Это своего рода продолжение линии на достижение лояльности сотрудников «через своих».
Выращивание управленцев из внутренних кадров имеет еще одну важную особенность: это корпоративная безопасность. Ведь такие специалисты уже знакомы с действующей корпоративной культурой, а это напрямую существенно снижает риск возникновения потенциальных корпоративных конфликтов и всякого рода адаптационных проблем. Более того, такой подход позволяет резко снизить текучесть кадров и повысить внутреннюю обновленность.
Каким же образом в современной корпоративной среде выявляют лидерский потенциал среди сотрудников? Чаще всего это «скрытая диагностика». По ходу выстраивания взаимодействия в коллективе в зоне операционных процессов происходит выявление людей, которые проявляют как минимум инициативу, а как максимум – настойчивость, могут работать в команде и одновременно проявлять сепаратизм и автономность, но всегда показывают устойчивые результаты в своей профессиональной деятельности.
В рамках институционализации современные компании используют целый спектр методов для фрагментации таких сотрудников. Некоторые применяют цифровые решения, основанные на больших данных и искусственном интеллекте, чтобы на ранних этапах карьеры выявлять перспективных сотрудников, которые могут проявить лидерские качества.
Классические лидерские навыки, по версии современных экспертов, включают стратегическое мышление, эмоциональный интеллект, адаптивность, ответственность и честность. Признанными ключевыми компетенциями в сфере лидерства также являются эффективная коммуникация, способность развивать команду и непрерывное обучение. Более того, современный лидер должен сочетать решительность с гибкостью в меняющихся условиях.
Однако, есть ряд прагматичных актуальных характеристик лидера, обсуждаемых в деловой среде, которые развиваются в своей логике на фоне балансирования рисков современного мира и разновекторных бизнес - процессов, и они следующие:
-Управление ментальным здоровьем команд;
- Коллаборация с технологиями без потери человеческой сущности;
- Четкая ценностная ось и моральный стержень;
- Умение создать мини-сообщества вокруг своих идей;
- Эмоциональный интеллект (EQ): понимание своих и чужих эмоций, управление ими;
- Культурный интеллект (CQ): знание международного менеджмента, привлечение инокультурного опыта;
- Непоколебимая личная ответственность: готовность принимать решения и отвечать за их последствия;
- Умение структурировать неопределенность.
Каковы основные черты современного лидера начала второй четверти XXI – го века? Скорее всего, это проявленность несочетаемых характеристик, которые и формируют субъектность лидера будущего: осмотрительность и вместе с тем доверие к коллективу; предельная концентрация, но и абстракция; непрерывное совершенствование и одновременно понимание баланса «работа – отдых»; проактивность, но исключение доминирования, микроменеджмента и микроконтроля; способность возобновлять диалог, дипломатия, добрососедство, но и признание суверенитета; решительность отстаивать свою систему управления и одновременно гибкость.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Яны Рупасовой: «лидерский потенциал – это базовый концепт и самый мощный усилитель профессионализма менеджера. Он влечет за собой значимость сотрудничества, аргументирует видение широких перспектив для компании. Вместе с тем, это опора управления, особенно в том случае если компания унаследовала слабую институциональную модель и дисбаланс структурных уровней».
Яна Рупасова отмечает: «хороший лидер – это прежде всего про развитие человека, который вынужден быть лидером. Сейчас многие эксперты говорят о том, что индустрия лидерства опережает науку. Можно согласиться с тем, что это проблема и психологии, и философии, и биологии поведения человека. Лидерское развитие – это многослойный процесс, касающийся не только лидеров, но и коллективов. Лидерское развитие – интересный вопрос, где очень много теории, но действительно немного доказательной базы. Поле исследования – чрезвычайно перспективно и требует глубокого осмысления».