Сделка недели: «Хаас» нашел спонсора на замену «Уралкалию». Команде будут платить $40 млн в год

    Сезон-2022 американцы провели без титульного партнера
    «Уралкалий» требовал от «Хаас» больше $20 млн компенсации за досрочный разрыв отношений. Но команда сослалась на условия контракта и отказалась выплачивать деньги /Zuma / TASS

    Расширенный календарь как повод для спонсорства

    Сезон «Формулы-1» близится к завершению — гонщикам осталось пройти три этапа. Основные интриги решены, поэтому большинство команд готовится к следующему чемпионату. 

    Так, перед Гран-при США в Остине, который прошел в минувшие выходные, нового титульного спонсора на сезон-2023 получил американский коллектив «Хаас». Им стала финансовая компания MoneyGram International. Условия сделки не разглашаются, но, по данным Sports Business Journal, сумма контракта может составить около $40 млн в год. 

    MoneyGram основана в 1940 г. в Далласе. Компания считается мировым лидером в области трансграничных P2P (person-to-person)-платежей и денежных переводов. Генеральный директор MoneyGram Алекс Холмс заявил, что выход на рынок «Формулы-1» идеально подходят для компании, которая работает более чем в 200 странах. 

    Холмс напомнил, что календарь следующего сезона «королевских гонок» включает в себя рекордные 24 этапа в 21 стране на пяти континентах, в том числе три в США. Благодаря такой географии MoneyGram собирается укрепить позиции на американском рынке и рассказать о своих услугах в регионах, где бизнес компании еще недостаточно развит. 

    «Наша фирма предоставляет один из самых удобных инструментов для быстрого перевода денег, — рассказал Алекс Холмс в разговоре с Reuters. — А «Формула-1» — один из самых быстрых видов спорта в мире. Мы считаем это фантастическим совпадением и уникальной возможностью для нашей компании».  

    Для MoneyGram договор с «Хаас» — не первый проект в спортивной сфере. Ранее американские финансисты вошли в число спонсоров чемпионатов мира по крикету, а также заключили сделку с футбольным клубом «Даллас». При этом Алекс Холмс не скрывает: контракт с «Хаас» — пока самая большая инвестиция MoneyGram в спорте. 

    По словам функционера, компания задумалась о рынке автоспорта после появления документального сериала от Netflix «Формула-1. Драйв выживания» (Formula 1: Drive to Survive), который вывел «королевские гонки» на новый виток популярности. 

    Сложные отношения с партнерами

    «Хаас» дебютировал в «Формуле-1» в 2016 г. За семь сезонов команда не добилась серьезных спортивных результатов, но успела сменить трех титульных спонсоров. 

    Сначала запросы коллектива покрывала компания основателя Джина Хааса Haas Automation — одно из крупнейших станкостроительных предприятий мира. Но затем было решено привлекать финансы со стороны. Перед сезоном-2019 «Хаас» объявил о сотрудничестве с британским производителем напитков Rich Energy, но их отношения не продлились и года. По словам исполнительного директора Rich Energy Уильяма Стори, фирма рассчитывала бороться с конкурентами из «Ред Булл», но соперничества не получилась: машина «Хаас» явно уступала той, что есть у австрийских коллег. Из-за отсутствия ожидаемого выхлопа британцы публично объявили о расторжении отношений с «Хаас». 

    Перед сезоном-2021 американская команда обновила состав, представив нового пилота — Никиту Мазепина. Россиянин неплохо смотрелся в «Формуле-2» и считался перспективным гонщиком. Большую роль в его становлении сыграл отец — миллиардер, владелец «Уралхима» и «Уралкалия» Дмитрий Мазепин. Одно время Мазепин-старший даже хотел купить команду «Формулы-1», но после перехода сына в «Хаас» сосредоточился на поддержке этого коллектива. В марте прошлого года «Уралкалий» стал титульным спонсором американцев. Сумма контракта не называлась. 

    В дебютном сезоне Никита Мазепин выступил неудачно, заняв последнее место в личном зачете и не набрав ни одного очка. Но причиной разрыва отношений оказались не результаты, а политическая конъюнктура. «Хаас» объявил о расторжении договора с Мазепиным 5 марта, спустя 10 дней после начала спецоперации и за 13 дней до старта сезона-2022. Вместе с тем был разорван контракт и с «Уралкалием». Владелец команды Джин Хаас объяснил эти решения давлением со стороны других спонсоров, а также желанием избежать репутационных издержек. 

    Никита Мазепин провалил дебютный сезон в «Формуле-1», но контракт с ним разорвали не по спортивным причинам /EPA / TASS

    В ответ химический гигант потребовал вернуть 12 млн евро, которые выплатил в виде спонсорского взноса за сезон-2022. Но получил отказ и ответное требование – выплатить компенсацию за «упущенную выгоду» в 8 млн евро. До получения этой суммы «Хаас» оставил у себя один из формулических болидов Мазепина сезона-2021, который должен был передать «Уралкалию» по условиям спонсорского договора.  

    Отдельный спор разгорелся между «Хаас» и Никитой Мазепиным. Гонщик заявил, что не получил в полном объеме зарплату за 2021 г., и подал иск на команду в швейцарский суд (в этой стране стороны заключили контракт). Даты слушаний по этому делу пока неизвестны. 

    Нынешний сезон «Хаас» провел без титульного спонсора. Руководитель «конюшни» Гюнтер Штайнер назвал решение осознанным — коллектив дважды обжегся, и выбор нового партнера проходил максимально тщательно. С таким подходом соглашение с MoneyGram просто обязано оправдать ожидания американской команды.