Гран-при Монако может выпасть из «Формулы-1». Боссы чемпионата хотят увеличить промоутерский взнос, организаторы – против

    Но проигрывают конкуренцию шейхам
    По действующему контракту Монако сможет принимать этап Гран-при до 2025 г., а дальше – либо соглашаться на новые условия, либо прощаться с «Формулой-1» /Michael Regan / Getty Images

    Монте-Карло готовится принять 80-й Гран-при Монако. На местной городской трассе гонки «Формулы-1» проходят с 1929 г. И за всю историю их отменяли всего несколько раз. Самый большой перерыв случился во время Второй мировой войны, главное препятствие из недавних – пандемия коронавируса. 

    Гонка считается одной из самых престижных в чемпионате. Но даже это не защищает ее от критических замечаний. Больше всех недовольны организаторы других этапов. Все чаще их поддерживают и владельцы «Формулы-1». Дело в том, что у Гран-при Монако есть несколько важных привилегий. 

    Прежде всего это касается промоутерского взноса («Формула-1» ежегодно собирает порядка $970 млн). При Берни Экклстоуне местные организаторы сначала были освобождены от обязательных выплат за право принять у себя этап Гран-при, а потом вносили символические $5 млн. 

    С приходом к власти Liberty Media финансовые взаимоотношения удалось пересмотреть. Сейчас автомобильный клуб Монте-Карло, который отвечает за проведение гонок, ежегодно выплачивает порядка $15 млн. Это довольно скромная сумма, особенно на фоне Саудовской Аравии или Катара. Они платят по $55 млн.   

    Еще один спорный момент – отношения с рекламодателями и право на управление телевизионной трансляцией. Только в Монако организаторы сами определяют, в каком порядке и как часто на экранах будут появляться логотипы тех или иных спонсоров. При этом есть очевидный конфликт интересов. По всей трассе установлены рекламные щиты TAG Heuer. Бренд является официальным хронометристом этапа с 2011 г., но активно поддерживал гонки в Монако и раньше. В то же время у «Формулы-1» – действующий контракт с Rolex. 

    «Мы можем лишиться Гран-при Монако в обозримом будущем, – считает Мишель Боэри, вице-президент Всемирного совета по автоспорту, который долгое время возглавлял автомобильный клуб Монте-Карло. – Если еще какая-нибудь страна Ближнего Востока выложит на стол сумму в десять раз больше нашей – нам конец. Монако можно считать одной из колыбелей, в которых зарождался автоспорт, но даже мы рано или поздно уйдем. Для американских владельцев «Формулы-1» значение имеют только деньги».   

    О том, что «королевские гонки» могут попрощаться с Монако всерьез говорили и год назад, когда обсуждали новый контракт. Его в итоге заключили только до 2025 г. И пока каждая из сторон осталась при своем. Вероятно, представители Liberty Media пошли на уступки на фоне постоянных разговоров о том, что они слишком активно помогают американским организаторам. От промоутерского взноса сейчас освобождены два этапа из трех – в Майами и Лас-Вегасе. Этап в Остине, правда, стоит в два раза дороже Гран-при Монако – $30 млн.