Дорогая поддержка: как команды «Формулы-1» готовят будущих пилотов

    Но не всегда знают, что с ними потом делать
    Двукратный чемпион «Формулы-1» Макс Ферстаппен является одним из самых успешных воспитанников молодежной программы «Ред Булла» /EPA

    В «Формулу-1» невозможно попасть случайно – кроме сложной системы с получением суперлицензии на управление гоночным болидом и особой физической подготовки будущим гонщикам необходимо пройти несколько других гоночных серий. Каждая из них требует огромных денег, которые тяжело найти даже состоятельным семьям. Именно поэтому в «Формуле-1» в 2000-х годах стали появляться специальные академии, которые помимо обучения гонщиков также направлены на финансовую поддержку.

    Образование для гонщиков

    Программы в них напоминают реальную школу. Гийом Роклен, создатель программы академии «Ред Булла» и в прошлом гоночный инженер Себастьяна Феттеля, отмечал, что подготовка производится не только в физическом, но и общеобразовательном планах – конечно, в рамках профессии пилота. Помимо тяжелых тренировок гонщики изучают историю автоспорта, углубляются в технические аспекты и даже узнают тонкости о спортивном питании. Наряду с этим, например, слушатели академии «Ред Булла» пишут эссе и выполняют тесты – такой подход, по задумке, должен помогать пилоту добиться успешной карьеры в будущем, лучше понимать происходящее на трассе и продуктивнее работать с гоночным инженером. 

    При этом между разными академиями есть существенные отличия. Например, «Уильямс» больше работает с симуляторами «Ф-1» и старается включать слушателей в работу на Гран-при, а в «Феррари» делают упор на работу с телом и психологией. Лэнс Стролл (сейчас выступает за «Астон Мартин») после перехода в программу поддержки «Уильямс» называл академию «Феррари» «тренировочным лагерем», отмечая, что в новой команде он видит для себя больше путей развития.

    «Альпин» старается приглашать своих слушателей в гаражи во время проходящих Гран-при, а также делится отчетами с гонок. Гуанью Чжоу, воспитанник «Альпин», сейчас выступающий за «Альфа Ромео», рассказывал, что в течении нескольких лет ему очень сильно помогал Фернандо Алонсо, в то время выступавший за эту же команду. «Это самая большая помощь от гонщика, которую я когда-либо получал. Мы проходили вместе по треку и он объяснял мне разные детали, рассказывал о покрытии, кочках, объяснял мне происходящее на брифингах», – делился китайский пилот.

    Цена победы

    Вход в «Формулу-1» стоит действительно дорого. Помимо картинга, который по разным подсчетам будет обходиться в $30 000-60 000 (27 000-55 000 евро) в год и займет пять-семь лет, будущие пилоты «Ф-1» должны как минимум выступить в региональных «Формулах» и затем в «Формуле-3» и «Формуле-2». Последний этап стоит больше всего и его можно пропустить, как, например, сделали Макс Ферстаппен и Лэнс Стролл, но это скорее исключение, чем правило. 

    Ральф Шумахер, бывший гонщик «Формулы-1», заявил, что итоговая сумма всех подготовительных серий может достигать 13-15 млн евро. Для его сына Давида «Формула-3» обошлась в 1,3 млн евро за 2021 г. Цена участия будет зависеть от команды, «Према» (с этим коллективом чемпионом «Ф-2» стал Леклер, Мик Шумахер и Оскар Пиастри) еще в прошлом году стоила около 2 млн евро только за «Ф-3». Можно найти команду и дешевле, меньше 1 млн евро – но тогда и результаты будут хуже. 

    Изначально машины в младших сериях одинаковы, но от уровня (и стоимости) команды зависит, сколько людей на нее работает, насколько они экспертны и профессиональны. Например, даже в «Формуле-1» мало построить хороший болид – на результат гонки будут сильно влиять настройки, заданные механиками. А хорошие результаты в «Ф-3» и «Ф-2» важны – так у пилота будет больше шансов пойти дальше. Даниил Квят, выпускник юниорской программы «Ред Булла» и экс-гонщик «Ф-1», признавался, что если картинг его родители еще могли себе позволить (отец Даниила – бизнесмен и экс-депутат Курултая Республики Башкортостан), то без поддержки австрийской команды его участие в «Формулах» было бы просто невозможным.

    «Ред Булл» впереди всех

    Сейчас самая большая программа поддержки принадлежит «Ред Буллу» – там находится 12 гонщиков. Основной упор делается на «Формулу-2». Правда, недавно глава «Ред Булла» Кристиан Хорнер заявил о намерениях сократить вложения в будущих гонщиков «Ф-1» для того, чтобы сконцентрироваться на «самых ярких» талантах. Сейчас лучший из гонщиков «Ред Булла» в «Ф-2» Аюму Иваса идет на третьем месте, некоторые даже не входят в топ-10. Единственный представитель в «Ф-3», Себастьян Монтойя, располагается в середине таблицы на 15-м месте. 

    На протяжении более чем 20 лет отбором гонщиков в программу поддержки руководит Хельмут Марко. Он известен не только своим умением выискивать таланты, но и резкими высказываниями и радикальными решениями. В «Ред Булле» не церемонятся с теми, кто не оправдывает надежд – к примеру, в середине этого сезона дебютанта «Формулы-1» Ника де Вриса поменяли на резервного пилота «Ред Булл» Даниэля Риккардо. Так же поступают и программе поддержки: нет результатов – нет академии. Кристиан Хорнер уверен: «Если они не переживут Хельмута, они не выживут в «Ф-1».

    Юниорская программа «Ред Булла» помимо всего является самой старой и результативной относительно других. С момента основания в 2001-м через нее прошли все последние чемпионы команды. Это четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель и двукратный чемпион мира Макс Ферстаппен, который по ходу этого сезона уже выиграл 10 гонок из 12.

    Кроме того, еще пять гонщиков из 20 на стартовой решетке тоже являются выпускниками Red Bull Junior – это Карлос Сайнс («Феррари»), Пьер Гасли («Альпин»), Юки Цунода («Альфа Таури»), Даниэль Риккардо («Альфа Таури») и Алекс Албон («Уильямс»). Все они начинали свою карьеру в «Ф-1» с выступлений за «Ред Булл» или «Торо Россо» (нынешняя «Альфа-Таури»), которая также принадлежит австрийскому концерну. Некоторые же участники программы продолжили свой путь в других гоночных сериях, таких как IndyCar или Формула Е – например, Джек Деннис, действующий чемпион мира «ФЕ».

    Работа на конкурентов

    В истории академии «Феррари» первым выпускником, который сел за руль болида воспитавшей его команды, стал Шарль Леклер. Это случилось спустя почти 10 лет после основания программы поддержки – в 2019-м. Другими известными пилотами, прошедшими эту программу, были Серхио Перес («Ред Булл»), Лэнс Стролл («Астон Мартин»), Гуанью Чжоу («Альфа Ромео») и Мик Шумахер (резервный пилот «Мерседеса»). Ни один из них никогда не был подписан с гоночной командой «Феррари». По слухам, Жюль Бьянки, один из первых слушателей академии, мог получить контракт в 2015-м – но трагически погиб от последствий аварии на Гран-при Сузуки 2014 г.

    Одним из участников программы поддержки Феррари был российский пилот Роберт Шварцман (сейчас выступает под израильской лицензией). Он провел в академии шесть лет – за это время успел выиграть «Формулу-3», стать четвертым в дебютном сезоне «Формулы-2» (опередив Никиту Мазепина), а затем вторым в следующем. Сейчас его часто можно заметить на этапах Гран-при в гаражах «Феррари» -  Роберт получил место резервного пилота в «Ф-1». По данным «СМП Рейсинг», которые спонсировали юниорскую карьеру российского пилота, академия «Феррари» покрывала расходы на обучение пилота и меньшую часть от затрат на участие в «формульных» сериях. Шварцман выступал за «Према» – и тогда, в 2020 г., сезон в «Ф-2» обходился в 1,5 млн евро, а один день формульных тестов – в 10 000 евро. Из российских пилотов в программах поддержки участвовали еще два гонщика – Сергей Афанасьев и Михаил Алешин. Оба были в «Ред Булле», но в «Формулу-1» никому из них попасть не удалось.

    На сегодняшний день 7 из 10 команд «Ф-1» имеют свои программы поддержки молодых пилотов. Казалось бы, после окончания той или иной академии пилот должен получать место в воспитавшей его команде, но на деле так происходит далеко не всегда. Например, в прошлом году разгорелся огромный скандал с дебютантом сезона-2023 Оскаром Пиастри – он три года провел в академии «Альпин», выиграл с ними чемпионаты «Формулы-3» и «Формулы-2», но так и не дождался контракта на место основного пилота «Альпин». В результате Пиастри подписал «Макларен», что вызвало бурное негодование его первоначальной команды поддержки – они даже подали в суд на новый контракт своего выпускника. В Совете Международной автомобильной федерации (FIA) «Альпин» не поддержали, и вот уже половину сезона воспитанник французского концерна вполне успешно гоняется за «Макларен». 

    Проблемы с распределением пилотов возникают из-за нехватки мест в самой «Формуле-1». «У нас слишком много хороших гонщиков», – жаловался бывший руководитель «Альпин» Марцин Будковски. Выпускники академий и чемпионы младших серий просто не могут найти себе свободное сидение – как, например, случилось с победителем «Ф-2» прошлого года и первым гонщиком программы поддержки «Астон Мартин» Фелипе Друговичем. Сейчас он запасной пилот «Астон Мартина», но из-за того, что один из пилотов команды – сын владельца, место остается лишь одно – а Фернандо Алонсо пока никуда не собирается уходить. В этом году Друговичу пока даже не дали провести за команду шинные тесты. Возможно, эта ситуация разрешится с приходом новых коллективов – но все изменения, если они и произойдут, запланированы на 2026 г., а до него еще целых три сезона.