Развитие симуляторов и ставка на академии: почему в «Ф-1» бум молодых пилотов
30% участников сезона-2025 – не старше 23 летВ сезоне-2025 «Формулы-1» состоялось пять гонок (из 24), но пищу для размышлений новый чемпионат уже дает: 30% его участников – гонщики не старше 23 лет. В совокупности в ростере команд шесть начинающих пилотов: 20-летний бразилец Габриэль Бортолето («Заубер»), 19-летний британец Оливер Бермэн («Хаас»), 22-летний австралиец Джек Дуэн («Альпин»), 23-летний новозеландец Лиам Лоусон («Рейсинг Буллз»), 20-летний француз Айзек Хаджар («Рейсинг Буллз») и 18-летний итальянец Кими Антонелли («Мерседес»). «Ведомости. Спорт» разбирался, с чем связан бум молодежи в «Формуле-1».
Новые лица
Стартовые этапы сложились для начинающих покорителей «королевских гонок» по-разному. Например, в Австралии Лиам Лоусон стал 18-м в квалификации и не смог финишировать в гонке. А на Гран-при Китая новозеландец показал последний результат в квалификации и приехал 12-м в гонке, но только за счет дисквалификации трех пилотов и схода двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо из «Астон Мартин». В Японии Лоусона заменил 24-летний Юки Цунода.
Джек Дуэн попал в аварию во второй сессии свободных заездов Гран-при Японии. Инцидент произошел уже на первом скоростном повороте после разворота. Дуэн потерял управление над болидом и на высокой скорости врезался в ограждение. Гонщик самостоятельно покинул трассу, машина получила серьезные повреждения. Австралиец сумел оперативно восстановиться.
Кими Антонелли успел стать самым молодым лидером гонки «Ф-1», на несколько кругов возглавив Гран-при Японии в возрасте 18 лет, 7 месяцев и 12 дней. Пилот «Мерседеса» на три дня превзошел рекорд четырехкратного чемпиона мира Макса Ферстаппена. Кроме того, по итогам первых трех этапов Антонелли завершал гонки в очковой зоне, повторив достижение семикратного чемпиона «Ф-1» Льюиса Хэмилтона.
«Двери в «Ф-1» для юных и амбициозных открылись еще в конце сезона-2023, когда стартовала серия переговоров с менеджерами пилотов «Ф-2» и «Ф-3» (младшие серии. – «Ведомости. Спорт»): команды главного гоночного чемпионата готовились к тому, что в конце 2024 г. у ряда опытных гонщиков истекали многолетние контракты, – сказала «Ведомости. Спорту» промоутер автогонок, комментатор и менеджер пилотов Оксана Косаченко. – Если внимательнее присмотреться к чемпионату мира как к бизнесу, то сложно не заметить появление большого числа новых спонсоров, которые заинтересованы в новых лицах для продвижения своей продукции и услуг».
Доверяй, но проверяй
При этом нельзя сказать, что в «Ф-1» наблюдается планомерный процесс смены поколений. В последние сезоны команды предпочитали держаться за ветеранов: Валттери Боттаса (35 лет), Нико Хюлькенберга (37), Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона (обоим уже за 40). Перед сезоном-2024 в пелотоне и вовсе не было перестановок.
Автоспортивные СМИ объясняли это, в первую очередь, сложностью технического регламента: настройки автомобиля постоянно нуждались в корректировках – и неопытным пилотам было непросто удержать машину на трассе. Яркой иллюстрацией этой проблемы стал сын немецкого гонщика Михаэля Шумахера Мик, дебютировавший в «Формуле-1» в 21 год. В одной из своих первых гонок он слишком сильно нажал на газ на выходе из поворота на непрогретых шинах, болид развернуло. В дальнейшем аварии продолжали преследовать Шумахера-младшего: по данным Forbes, в 2022-м они обошлись «Хаасу» почти в $4 млн. По итогам сезона-2022 Мика заменили на тот момент 35-летним Хюлькенбергом.
Тем не менее в силу разных обстоятельств (чаще всего из-за болезней и травм основных пилотов) молодежь за руль сажали. На старте сезона-2023 в «Макларене» появился 21-летний Оскар Пиастри, а «Уильямс» взял 22-летнего Логана Сарджента. Причем Пиастри успешно боролся с опытными конкурентами и во второй половине чемпионата дважды оказался на подиуме, а еще выиграл спринт в Катаре.
Успех Пиастри совпал с перестановками в пелотоне: вскоре было объявлено об уходе Льюиса Хэмилтона в «Феррари». Руководители команды «Мерседес» в интервью Financial Times говорили, что кейс Пиастри во многом способствовал продвижению собственного воспитанника Антонелли.
«Времена, когда команды «Формулы-1» переманивали юные таланты у конкурентов, похоже, остались в прошлом, – считает Косаченко. – Сейчас все решили сосредоточится на работе с начинающими дарованиями, с ранних лет прививая им собственные ДНК. Кроме того, в течение последних двух десятилетий регламент чемпионата мира жестко зажимал команды, сокращая время тестирования на трассе, а отмена тестов в середине сезона-2009 привела к резкому развитию симуляторов».
Отсутствие ограничений для участников младших серий на работу на симуляторах, по словам Косаченко, позволило им изучить трассы до мельчайших нюансов. По этой причине еще в прошлом сезоне можно было видеть молодежь, которая, оказываясь в болиде «Ф-1», показывала скорости не ниже закоренелых пилотов. «Еще одним объяснением появления в «Ф-1» шести молодых пилотов, родившихся уже в XXI веке, может быть неожиданный поворот команд в сторону собственных гоночных академий».
Совокупность факторов
Но для того, чтобы оказаться в академии и, тем более, за рулем болида «Ф-1», начинающему пилоту предстоит проделать большой путь. Почти все гонщики начинают в раннем возрасте (до 12 лет) с картинга: учатся управлять машиной, чувствовать трассу и выбирать верную тактику для обгонов. Победы в национальных и международных соревнованиях по картингу – первый шаг к профессиональной карьере. Легенды «Ф-1» – Михаэль Шумахер, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель – стартовали именно с картинга.
После картинга гонщики (в 13-18 лет) переходят в младшие формулы, которые служат ступеньками к «Ф-1». Важный этап – «Формула-2». Машины в ней очень близки по характеристикам к болидам «Ф-1». Команды «Ф-1» периодически обращают внимание на лидеров «Ф-2». Например, Джордж Рассел («Мерседес») стал чемпионом «Ф-2» перед переходом в «Ф-1». Экс-гонщик «Ф-1» Ральф Шумахер говорил изданию The Guardian, что затраты на участие во всех подготовительных сериях могут достигать 13-15 млн евро. Для его сына Давида «Ф-3» в 2021 г. обошлась в 1,3 млн евро.
Чтобы улучшить навыки перспективного пилота, его могут пригласить в академию команды «Ф-1». Это большой шаг к главному авточемпионату: Рассел и Эстебан Окон выпускники Mercedes Junior Team, а Феттель, Ферстаппен и Даниил Квят вышли из Red Bull Junior Team. Обычно обучение топ-талантов академия полностью покрывает (минимум 1,5 млн евро за сезон на человека, по данным Autosport). Но если пилот долгое время не прогрессирует, его могут попросить найти спонсоров или исключить.
Пример удачного продвижения по карьерной лестнице – Шарль Леклер. Сначала он победил на чемпионате мира-2010 года по картингу, где его заметили боссы «Феррари». С 2016 г. он обучался в академии итальянской команды, параллельно побеждая в младших сериях. В 2017-м Леклер привлек внимание менеджеров «Альфы Ромео», отъездив за эту команду один сезон, а в 2019 г. вернулся в «Феррари» и стал основным гонщиком. Сейчас Леклер один из самых высокооплачиваемых пилотов «Ф-1», заработав за 2024 г. $27 млн.
«Чтобы довериться молодому пилоту, мы смотрим на результаты гонок с младших формул, обязательно сравниваем с напарниками по команде, – делился в интервью для сайта «Ф-1» исполнительный директор автоспортивного подразделения «Мерседеса» Тото Вольфф. – Кроме того есть личностная сторона вопроса, которая крайне важна. Как пилот впишется в структуру команды? Как он будет чувствовать себя рядом с потенциальным напарником? Каковы его планы на будущее? Все эти факторы важны. Мы обсуждаем это на собрании, каждый высказывает свое мнение, и чаще всего у нас оно схожее».