Действующий чемпион «Ф-1» Ферстаппен готов уйти из «Ред Булл» по ходу сезона
Голландца не устраивает болид, «Мерседес» и «Астон Мартин» готовы перехватить пилота4 мая в «Формуле-1» состоится Гран-при Майами – первое в сезоне-2025 за пределами Азии. Действующий чемпион автосерии Макс Ферстаппен в последние четыре года стабильно лидировал в гонке за титул с самого старта, но в текущем сезоне голландец находится в роли догоняющего. Пилот «Ред Булл», выигравший лишь один из пяти этапов сезона (в Японии), уступает 12 очков Оскару Пиастри из «Макларен» и два очка его напарнику Ландо Норрису.
Такое положение дел явно не устраивает 27-летнего гонщика, который уже неоднократно критиковал болид «Ред Булл». «Мы слишком медленные относительно лидеров, боремся с середняками. Мы не боремся за чемпионство, просто пытаемся разобраться с проблемами болида. Нам нужно улучшить сцепление машины с трассой, а также улучшить баланс машины. Проблема в том, что речь не идет об одном недуге. Наши проблемы складываются из сочетания нескольких факторов», – заявил Ферстаппен на пресс-конференции после гонки в Бахрейне.
Неудачное выступление Макса в сезоне-2025 может сильно изменить соотношение сил в «Формуле-1» в последующие годы. В данный момент четырехкратный чемпион рассматривает уход из «Ред Булл», а также готов и вовсе покинуть автосерию. «Ведомости. Спорт» рассказывает, почему Ферстаппен может уйти из австрийской команды и какие у него есть варианты.
Ферстаппен недоволен не только болидом
Обсуждения возможного ухода Макса Ферстаппена из «Ред Булл» активизировались после заявлений советника команды Гельмута Марко, допустившего, что вопрос о расторжении контракта может быть поднят во время летнего перерыва в «Формуле-1». Голландец, чье соглашение с «Ред Булл» действует до конца 2028 г., имеет в договоре пункты о производительности, позволяющие покинуть команду при отсутствии конкурентоспособного автомобиля. Менеджер Ферстаппена Раймонд Вермюлен включил в последнюю версию контракта пункт, который позволяет Максу покинуть команду, если он не будет находиться в топ-3 чемпионата, сообщает GPblog со ссылкой на несколько источников. Первой отсечкой, когда опцию можно будет активировать, станет лето 2025 г.
«Наша главная цель – помочь Максу завоевать пятый титул, – подчеркнул Марко. – Все топ-пилоты имеют оговорки о выходе при недостаточной результативности, но сейчас это не в приоритете обсуждений». Текущий сезон ставит под сомнение способность команды выполнить эту задачу. После доминирования в 2021-2024 гг. «Ред Булл» столкнулся с проблемами: кульминация была в Бахрейне-2025 – Ферстаппен финишировал шестым, столкнувшись с неисправностью тормозов и дисбалансом в управлении. «Все, что могло пойти не так, пошло не так», – констатировал он. На этом фоне гонщики «Макларен», выигравшие четыре из пяти первых этапов, еще больше увеличили отрыв в чемпионате.
Основной причиной недовольства Ферстаппена является недостаточная скорость машины, но и другие факторы могут подтолкнуть его к уходу из «Ред Булл». Отец гонщика, Джос Ферстаппен, публично критиковал сохранение Кристиана Хорнера на посту руководителя «Ред Булл» после обвинений в сексуальных домогательствах, предрекая раскол в коллективе. Напряженность сохраняется, несмотря на временное перемирие. Дополнительным фактором стал уход ключевых специалистов, включая главного инженера Эдриан Ньюи, спортивного директора Джонатана Уитли и стратега Уилла Кортни, что усилило сомнения в стабильности команды.
Еще одним фактором недовольства стала замена второго пилота (третьего за два сезона). По данным GPblog, Ферстаппен настаивал на сохранении Лиама Лоусона в основном составе, но руководство предпочло заменить новозеландца на Юки Цуноду в марте этого года. Источники утверждают, что четырехкратный чемпион воспринял это как попытку переложить ответственность за слабые результаты на гонщика вместо решения технических проблем. «Он с «изумлением» наблюдает за методами управления в команде», – отмечается в материале.
В 2024 г. Ферстаппен также столкнулся с конфликтом с Международной автомобильной федерацией (ФИА). На пресс‑конференции Гран‑при Сингапура он был оштрафован за использование нецензурных выражений при описании разочаровывающих характеристик своего болида, а наказание включало выполнение общественных работ с юными гонщиками в Руанде. Несколько подобных инцидентов заставили Ферстаппена задуматься о завершении карьеры, и на следующей пресс‑конференции он ответил односложно, заявив, что не уверен остаться в серии по истечении контракта в 2028-м: «Сейчас нам запрещают использовать нецензурную лексику, я не могу произнести слово, начинающееся на «Ф». Извините, что, нам что, по пять лет?».
За сезон-2024 Ферстаппен получил восемь штрафов в гонках, что является наивысшим показателем. В 2025 г. голландец заработал лишь один, но очень важный – на Гран‑при Саудовской Аравии спорное пятисекундное наказание помешало Ферстапенну догнать Пиастри, хотя пилот «Ред Булл» стартовал с первой позиции.
Все эти факторы – проблемный болид, успехи «Макларен» и внутренние противоречия в «Ред Булл» – усиливают вероятность ухода Ферстаппена в ближайшие месяцы.
У Ферстаппена есть четыре варианта продолжения карьеры
Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер в интервью Goodwood назвал слухи о возможном уходе Макса Ферстаппена «публичным шумом», намекнув, что реальные переговоры о трансферах такого уровня ведутся конфиденциально. С другой стороны, инсайдеры сообщают об обратном. The Race выделяет четыре сценария для голландца: переход в «Мерседес» или «Астон Мартин», продление контракта с «Ред Булл» на новых условиях, а также временный перерыв в карьере.
Наиболее вероятным вариантом считается «Мерседес», чей глава Тото Вольфф неоднократно выражал интерес к голландцу. В 2024 г. немецкая команда предлагала контракт на 150 млн евро в год, но Ферстаппен отказался, сославшись на приоритет спортивных результатов над финансовыми условиями. В интервью Auto Motor und Sport Вольфф подтвердил приостановку переговоров после решения пилота остаться в «Ред Булл», но «Мерседес» сохраняет позиции запасного варианта на фоне неопределенности с будущим Джорджа Рассела (контракт заканчивается после сезона-2025). По данным инсайдеров, «Ред Булл», в свою очередь, рассматривает Рассела как потенциальную замену Ферстаппену – стороны уже провели неформальные обсуждения.
«Астон Мартин» предлагает более амбициозный проект: воссоединение с конструктором Эдрианом Ньюи, переход на двигатели Honda с 2026 г. и пятилетний контракт на 1 млрд фунтов при поддержке Саудовского суверенного фонда (Спонсор и совладелец британской команды через нефтегазовую компанию Aramco). Владелец команды Лоуренс Стролл также готов включить в сделку акции компании. Предложение «Астон Мартин» сильно перебьет текущие заработки Ферстаппена в «Ред Булл» (75 млн евро в год).
С другой стороны, краткосрочные перспективы «Астон Мартин» остаются под вопросом, как и способность команды конкурировать с лидерами, несмотря на новую базу за $250 млн и огромную команду инженеров (400 человек). Сам пилот пока отрицает интерес к переходу: перед Гран-при Саудовской Аравии-2025 он заявил о том, что сосредоточен на «Ред Булл», а гонщик «Астон Мартин» Фернандо Алонсо назвал гипотетическое партнерство «маловероятным».
Сохранение статус-кво также не исключено, но стабильность «Ред Булл» подорвана уходом ключевых специалистов и сомнениями в эффективности новых двигателей от Ford (с 2026 г.).
Альтернативой может стать перерыв в карьере, чтобы после сезона-2026 выбрать более сильную команду. Ферстаппен также неоднократно заявлял о желании участвовать в гонках на выносливость, таких как 24 часа Ле-Мана, и основать собственную команду в серии GT3. Перерыв может позволить ему реализовать эти цели. «Моя дальнейшая карьера будет зависеть от удовольствия, которое я получу от вождения болида согласно техническим требованиям 2026 г. Я не стремлюсь выиграть восемь или девять титулов», – заявил Макс на официальном канале «Формулы‑1» в YouTube.
Личные обстоятельства также влияют на решение. 2 мая Ферстаппен и Келли Пике, дочь двукратного чемпиона «Формулы‑1» Нельсона Пике, стали родителями дочери Лили. На вопрос о балансе между семьей и карьерой голландец ответил так: «Каждый находит свой подход. Возможно, в будущем смогу совмещать родительство с симрейсингом (виртуальные гонки)».