С трибун — в тюрьму. 17 лет назад НБА пережила самую грязную драку в истории — между игроками и зрителями
После нее в лиге начали бороться с алкоголем и приняли дресс-кодСегодня утром в одном из матчей Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) пролилась кровь. Нападающий «Лейкерс» Леброн Джеймс локтем отмахнулся от Айзейи Стюарта из «Детройт Пистонс» и рассек ему бровь. Стюарт пытался призвать Леброна к ответу, но не смог вырваться из объятий сотрудников службы безопасности и покинул площадку. 17 лет назад, почти день в день, другим игрокам «Детройта» не удалось избежать массового столкновения с соперниками и даже зрителями.
19 ноября 2004 г. за 46 секунд до финальной сирены в матче между «Индианой Пэйсерс» и «Детройт Пистонс» вспыхнула драка. Форвард «Пэйсерс» Рон Артест нарушил правила на Бене Уоллесе, когда тот выполнял слэм-данк. Завершив бросок, Уоллес толкнул Артеста в грудь. Другие баскетболисты поначалу не вступали в потасовку и старались оттащить своих партнеров в разные стороны.
Конфликт мог завершиться уже через полминуты: усилия спортсменов оказались ненапрасными, игроков удалось развести на безопасное расстояние друг от друга. Но Артест решил перездразнить соперника и для большего эффекта лег на судейский стол. В ответ Уоллес засадил в него полотенцем. Через несколько секунд в Артеста прилетел еще и пластиковый стакан — правда, уже с трибуны.
Не в силах сопротивляться приступу гнева Рон выбежал на трибуны и накинулся на болельщика, который, как думал баскетболист, кинул в него стакан. Находившиеся рядом зрители попытались блокировать движения спортсмена, но тем самым только расширили поле боя: к потасовке мгновенно присоединились и другие болельщики, и баскетболисты обеих команд.
Острая фаза продолжалась в течение минуты. Вернувшись на паркет, Артест ударил еще двух зрителей — они покинули трибуны и стали оскорблять игрока. Баскетболисты «Пэйсерс» уходили в раздевалку под рев многотысячной аудитории. Десятки человек из тех, кто сидел рядом с площадкой, выбрасывали на баскетболистов попкорн и оказавшийся под руками мусор, выливали напитки и показывали нелицеприятные жесты.
Матч завершили досрочно. Победителями были объявлены «Пэйсерс». Ни один из атлетов не получил повреждений, кроме ссадин. А вот девять болельщиков обратились к медикам, двоих госпитализировали. В течение трех часов после окончания поединка полиция опрашивала свидетелей и собирала видеоматериалы у журналистов.
Комиссар НБА Дэвид Стерн назвал действия спортсменов и болельщиков «шокирующими, отталкивающими и непростительными». Через двое суток лига определила наказания: Артест, Уоллес и еще два игрока, вступивших в конфронтацию со зрителями, были дисквалифицированы в общей сложности на 146 игр и оштрафованы на $11 млн. Половина санкций пришлась на Артеста: выход на паркет ему закрыли на 86 матчей, а из зарплаты вычли $5 млн.
С вердиктом руководителей ассоциации не согласился профсоюз игроков. Через неделю после инцидента его представители обвинили Стерна в превышении полномочий. Дела спортсменов отправили в гражданские суды, но кардинально расклады не изменились: срок отстранения сократили лишь одному из четверки «бойцов».
Как выяснилось, вовлеченными в драку оказались люди, которые уже имели проблемы с законом. Артест до событий попадал под отстранение семь раз — например, за удар соперника обоими локтями или за то, что демонстративно покинул скамейку запасных во время матча. Самый активный участник побоища со стороны болельщиков — Джон Грин — попадал в полицейский участок за подделку денег, нелегальное ношение оружия, нападение и трижды за нетрезвое вождение.
Расследование обстоятельств схватки окончательно завершилось только в 2006 г. 27 марта присяжные признали Грина виновным в нападении и нанесении побоев Артесту, но отказались считать его причастным к броску пластикового стакана. Следующие 30 суток Грин провел в тюрьме, а еще два года после этого — под условным сроком.
За год до этого американские суды назначили санкции в отношении других фигурантов. Еще одному агрессивному болельщику — Брайанту Джексону — дали один год условно и забрали $6 000. Зрителям, которые прорвались на паркет, добавили к условному наказанию выполнение общественных работ.
Не избежали последствий и баскетболисты. Артест и еще три игрока-участника боев получили по году условно, 60 часов исправительных работ, штраф в $250 и столкнулись с необходимостью прослушать консультацию по управлению гневом.
Самая грязная в истории НБА драка спровоцировала целый комплект изменений в регламенте. 30 ноября лига объявила о том, что будет готовить реформы, а в середине февраля обнародовала их. Новые правила с одной стороны позволили владельцам стадионов удалять зрителей и аннулировать их абонементы, а с другой — запретили продавать больше двух стаканов алкоголя в одни руки и ограничили объем одной порции 700 миллилитрами. Клубы также обязали выставлять не менее трех охранников между трибунами и скамейками запасных и тщательнее выбирать сотрудников, которые торгуют напитками.
Кроме того, с 1 ноября 2005 г. баскетболисты должны были в строгих деловых костюмах приезжать на все мероприятия под эгидой ассоциации. С помощью дресс-кода руководители НБА хотели улучшить репутацию организации в глазах общественности.
В следующий раз «Пистонс» и «Пэйсерс» встретились через месяц, 25 декабря, на арене в Индиане. Матч прошел без происшествий. Зато ответный визит «Пэйсерс» на стадион «Детройта» оказался под угрозой срыва. Начало игры отложили на полтора часа из-за сообщений о минировании. Но бомбу в итоге не нашли, а матч сыграли. «Индиана» одержала победу, прервав 12-матчевую победную серию «Пистонс».
Артест вернулся в «Пэйсерс» после отбытия дисквалификации. Однако, проведя лишь 15 матчей за команду, потребовал обмена. В результате Рон перешел в «Сакраменто». Оскорбления и освистывания сопровождали его до конца карьеры на всех стадионах НБА. При этом физических конфликтов с его участием больше не было.
19 ноября 2009 г. Джон Грин дал интервью телеканалу ESPN. Болельщик рассказал, что долгие годы безуспешно борется с алкогольной зависимостью. Грин также отметил, что Артест извинился перед ним через несколько месяцев после инцидента и предложил принять участие в социальной программе.