Майкл Джордан – богатейший спортсмен в истории: как он заработал больше $4 млрд
Легенда НБА удачно инвестирует и получает роялти от NikeВ конце апреля авторитетное американский онлайн-ресурс Sportico представил свежую версию рейтинга самых высокооплачиваемых атлетов всех времен. Лидер не поменялся – как и в предыдущие годы, список возглавляет Майкл Джордан с $4,15 млрд (здесь и далее – цифры с учетом инфляции). Он опередил Тайгера Вудса ($2,79 млрд), Криштиану Роналду ($2,23 млрд), Леброна Джеймса ($1,88 млрд) и Лионеля Месси ($1,86 млрд).
Джордан завершил карьеру еще в 2003-м, но за 2024-й заработал больше, чем любой действующий спортсмен. Он по-прежнему узнаваем и интересен рекламодателям, удачно инвестирует и получает солидные роялти с продажи товаров именного бренда.
Скромный доход
Профессиональная спортивная карьера Джордана длилась почти 20 лет. До 1984 г. Майкл выступал в студенческой лиге за команду Университета Северной Каролины, затем был выбран на драфте «Чикаго» под третьим номером. Зарплата в $550 000 за сезон была рекордной для новичков лиги, но спустя 40 лет многие дебютанты зарабатывают в разы больше. Например, первый номер драфта-2023 француз Виктор Вембаньяма подписал контракт на сумму около $55,2 млн за четыре года.
Доходы Джордана постепенно росли, но за два десятка лет они в общей сложности так и не превысили $100 млн. Самые «урожайный» период для Майкла – конец 1990-х, когда ему платили $33,1 млн в год. Это больше, чем зарабатывали все его тогдашние одноклубники по «Буллз» вместе взятые. Такая щедрость руководства «Чикаго» была оправдана: Джордан блистал на площадке, обновлял рекорды и был главной звездой лиги. Майкла признавали MVP финальной серии шесть раз, столько же он выигрывал с командой главный титул НБА.
Коллаборация века
Выдающиеся способности Джордана оценили не только клубы и болельщики. Еще до больших трофеев и громких побед на Майкла вышла компания Nike. К тому моменту производители спортивной экипировки уже сотрудничали с баскетболистами. Первым примером такой коллаборации стал контракт Puma с атакующим защитником «Нью-Йорк Ники» Уолтом Фрейзером по прозвищу «Клайд». Его ему дали из-за шляпы – ее он носил вне паркета, напоминая персонажа фильма «Бонни и Клайд». В 1973-м в магазины поступила пилотная серия кроссовок – Puma Clyde. Уолт получил единоразово $5000 и бесплатную обувь до конца карьеры.
Джордан затмил успех предшественника. Через несколько месяцев после заключения контракта с Nike в продажу поступила модель Air Jordan 1, которая почти сразу стала хитом. По контракту игроку полагалось $2,5 млн за 5 лет и 25% в виде роялти от продаж обуви. Дополнительный бонус – акции Nike, что увеличило общую стоимость сделки до $7 млн. Благодаря культовым Air Jordan Майкл получил не только деньги, но и шанс раскрутить личный бренд. Прежде славу спортсменам могла принести лишь игра, теперь же Джордан сверкал кроссовками не только на паркете, но и с рекламных постеров.
В 2025 г. первой партии фирменной обуви легендарного бренда исполняется 40 лет, но сотрудничество экс-звезды НБА с Nike продолжается. В 2024-м Джордан только с продаж Jordan заработал около $300 млн. Это в три раза больше, чем за всю игровую карьеру. Конечно, роялти в 25% давно вычеркнули из контакта.
По действующему соглашению игрок получает, по разным данным, 4-5%. Сам бренд тоже преуспевает: в 2024 г. он показал рекордную выручку – $6,99 млрд, что на 6% больше, чем в 2023-м. Jordan расширяет линейку – выпускает не только кроссовки, но также спортивную и повседневную одежду. Особенно заметен рост в Китае, где бренд усилился благодаря локализованным коллекциям и премиальным продуктам, в частности линейке Jordan Wings, разработанной и сшитой в Италии.
Майкл Джордан и Джордж Майкл
Сотрудничество с Nike – самое известное, но не единственное в резюме Джордана. В 1980-е он стал лицом Coca-Cola, которая в то время охотно работала со звездами НБА. Но игрок «Чикаго» хотел большего: в 1991-м контракт закончился, и его агент Дэвид Фальк предложил поднять ставки – он считал, что Джордан должен получать не меньше самых популярных музыкантов поколения. В то время бренд работал с Уитни Хьюстон и Джорджем Майклом. Известно, что по контракту с Coca-Cola Джордж получил $4 млн, но спортсменам такие деньги компания платить была не готова. Зато быстро подсуетились конкуренты: производитель спортивных напитков Gatorade (из семейства PepsiCo) предложил Джордану $13,5 млн за 10 лет – и баскетболиста условия устроили.
Сотрудничество запомнилось метким слоганом Be Like Mike, который мелькал в ролике, который крутили по американскому телевидению в 1990-е. В нем Джордан играл в баскетбол с детьми разных возрастов и национальностей – эти сцены чередовались с кадрами его лучших моментов на площадке. Реклама стала настолько культовой, что в 2017-м Nike и Gatorade выпустили совместную коллекцию обуви и одежды Be Like Mike, также посвященную Джордану.
Продолжительным получилось партнерство баскетболиста с брендом одежды (со специализацией на белье) Hanes. Оно началось с 1989-м и продлилось до 2021-го. За это время Джордан заработал $12 млн, снялся в многочисленных роликах и поучаствовал в громких акциях. Например, в 2019-м в честь 30-летия сотрудничества в магазины поступило 800 000 упаковок мужского белья с коллекционными карточками с изображением игрока из прошлых рекламных кампаний бренда. Некоторые из них были подписаны самим Джорданом.
Джордан – инвестор
Заработанное Джордан не только тратит, но и инвестирует. В 2010 г. он купил за $275 млн клуб НБА «Шарлотт Бобкэтс», а в 2023-м продал его уже за $3 млрд. Именно эта сделка и вывела звезду баскетбола в топы самых богатых спортсменов мира. Столь выгодная продажа – результат обдуманной стратегии. При Джордане команда ничего не выиграла, но добилась успеха в другом: ей вернули более популярное историческое название – «Хорнетс», проект стал финансово устойчивым, а домашняя арена Spectrum Center была модернизирована.
Со спортом связаны и другие инвестиции Майкла. С 2020 г. Джордан вкладывается в букмекерскую компанию DraftKings. На июнь 2023-го рыночная капитализация компании выросла до $11,8 млрд. Последние пять лет баскетболист остается совладельцем гоночной команды 23XI Racing вместе с вице-чемпионом серии NASCAR Дэнни Хэмлином. Сегодня этот актив оценивается в $150 млн.
В 2019-м Джордан вместе с владельцами команд НБА «Лос-Анджелес Лейкерс», «Милуоки» и «Бостон» вывел на рынок бренд премиальной текилы Cincoro. За три года под этой маркой было продано 1,5 млн бутылок, а компания взяла 23 награды на конкурсах спиртных напитков. Среди прочего Джордан владеет ресторанами, частным гольф-клубом, автодилерскими центрами, медицинскими клиниками и недвижимостью. И пока ни один из преследователей в топе Sportico не нарастил такое солидное портфолио инвестора, чтобы навязать конкуренцию Джордану среди самых богатых спортсменов мира.