Догнал Леброна по титулам, обогнал по зарплате, но отстал по доходам — как зарабатывает чемпион НБА Стеф Карри
Именной бренд с Under Armour, собственный продакшн и контракт с криптовалютной биржейВ июне защитник «Голдэн Стэйт Уорриорз» Стефен Карри в четвертый раз выиграл плей-офф Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и сравнялся по титулам с Леброном Джеймсом. 34-летний Карри также стал самым ценным игроком (MVP) финальной серии с «Бостон Селтикс». Трофей помог Стефу догнать Леброна по достижениям на площадке, но в денежной гонке Джеймс, в июне ставший первым баскетболистом-миллиардером в истории, опережает Карри.
По данным Forbes, доходы Леброна по итогам сезона 2021/22 составили $121,2 млн — второй показатель среди всех спортсменов мира после Лионеля Месси ($130 млн). Карри занял пятое место в рейтинге, заработав $92,8 млн. Примечательно, что защитник «Уорриорз» опередил Леброна по зарплате в НБА — $53,7 млн в год против $41,2 млн у Джеймса. В 2021 г. Карри стал первым игроком в истории баскетбола, заключившим подряд два контракта стоимостью $200+ млн. По текущей сделке, Стеф получит $215 млн за четыре года.
Отставание Карри в доходах определяет деятельность вне баскетбольной лиги. В этом Леброну нет равных. Пожизненный контракт с Nike, сотрудничество с криптовалютной компанией Crypto.com, собственное шоу The Shop на YouTube — все это и множество инвестиций приносит Леброну $80 млн в год. Для сравнения, доходы Карри от непрофессиональной деятельности — в два раза меньше ($39,1 млн).
На фоне Леброна бизнес Стефа, как и почти любого другого спортсмена в мире, солидно уступает. Однако в случае с Карри успешные вложения и выкупленные доли в крупных компаниях позволяют ему быть вторым по доходам после Джеймса и впереди всех остальных суперзвезд НБА. «Ведомости. Спорт» — о том, как четырехкратный чемпион НБА этого добился.
Nike отказался от Карри из-за его проблем с лодыжками, первый контракт с Under Armour принес лишь $4 млн
В 2013 г. Карри продлил контракт новичка с «Уорриорз» на четыре сезона с зарплатой $11 млн в год. Такой оклад оставлял 24-летнего баскетболиста на уровне второй сотни игроков НБА по заработку. Столь скромный контракт после трех лет в «Голден Стэйт» в качестве основного защитника объяснялся травматичностью Стефа. Перенеся операцию на правой лодыжке в мае 2011 г., Карри получил рецидив уже через несколько месяцев. В сезоне 2011/12 американец пропустил 40 игр, восстанавливаясь от повреждений. Продление контракта новичка воспринималась экспертами как большой риск для «Уорриорз».
Тем же летом 2013 г. Карри вел переговоры о партнерстве с Nike. В то время американский бренд уверенно доминировал в НБА, подписав множество суперзвезд лиги, включая Леброна. Более того, сам Стеф уже несколько лет играл в кроссовках Nike, не имея контракта с компанией. Молодой, талантливый и, что важно, лояльный баскетболист в лице Карри выглядел как хорошее подписание для американского бренда. Но Nike не проявили к Стефу должного интереса.
Как рассказывал отец четырехкратного чемпиона Делл Карри, на встрече в августе 2013 г. сотрудники бренда неправильно произнесли имя его сына, а также показали презентацию, подготовленную для другого таланта — Кевина Дюранта — подписанного компанией еще в 2007 г. «После этого я уже их не слушал», — признавался Делл.
Для отца Карри стало очевидно, что в Nike его сын будет восприниматься как звезда второй величины, далеко от вершин Леброна Джеймса, Коби Брайанта и Кевина Дюранта. Поэтому посоветовал сыну попробовать что-то новое. Так на горизонте появился бренд Under Armour, не имевший практически никакого влияния в НБА. Стеф выбрал его и контракт на $4 млн — абсолютно незначительная сумма для рынка кроссовок. В интервью с одноклубником Дрэймондом Грином на YouTube-канале The Volume в мае 2022 г. Карри рассказал, что его решение определило продление неприбыльного контракта новичка с «Уорриорз».
«Никто раньше об этом не говорил [о связи контракта и подписании с Under Armour], но это как сложить дважды два. У меня была возможность. В НБА говорят, что когда речь идет о продлении контракта, нужно сделать ставку на себя. Одно дело, когда у тебя хорошие деньги по соглашению, и ты можешь просто посмотреть, как все сложится. А я знал, что у меня впереди четыре года [по контракту новичка]. Мне нужно было решить вопрос со своим статусом свободного агента [в спонсорской среде], понять, на какой стадии своей карьеры я находился в то время. Построить что-то из ничего, дать себе шанс внести лепту в растущий бренд и договориться с компанией, которая будет инвестировать в меня — это была невероятная возможность».
По словам Карри, отказавшись от сотрудничества с Nike, он поплыл против течения. «Тот факт, что я принял решение, понимая, что мне нужно создать свои фирменные кроссовки, построить бренд, вдохновлять людей на дела, которые важны для меня... В тот момент я сделал ставку на себя. Прошло девять лет, и я надеюсь, что это продолжит быть частью моего наследия в будущие годы».
Nike были настолько не заинтересованы в Карри, что предложили будущей суперзвезде лишь $2,5 млн в год, Under Armour — $4 млн. По сравнению с контрактами других звезд, это были смешные суммы. Тот же Дюрант еще в 2007 г. подписал семилетнее соглашение с Nike на $60 млн, а в 2014 г. продлил его на 10 лет, получив $285 млн.
Спустя девять лет стало очевидно, что сотрудничество с UA — главный коммерческий успех Карри вне баскетбольной площадки. В 2015 г. экипировщик продлил контракт с Карри на девять лет, до 2024 г., и предоставил баскетболисту долю в компании. В 2020 г. Стеф запустил Curry Brand в коллаборации с UA и начал производить собственные кроссовки и одежду для игры в баскетбол, гольф и для занятий бегом. Ежегодный доход Карри от сделки с UA не раскрывался, но эксперты оценивают его в $20 млн.
Создал собственный продакшн, подписал мультимиллионный контракт с NBCUniversal и выиграл «Оскар» как продюсер
Другая сторона бизнеса Стефа — продюсерская работа и создание контента. В 2018 г. Карри основал Unanimous (с англ. «безоговорочный») Media — медиа-компанию, названную в честь исторического достижения баскетболиста. В 2016 г. американец был во второй раз признан самым ценным игроком регулярного чемпионата НБА. Но в отличие от 2015 г. Карри стал первым в истории, кому вручили награду единогласным решением — каждый из 131-го голосующего отдал победу Стефу.
Как указано на сайте компании, Unanimous Media продюсирует передачи для телевидения, снимает фильмы и создает цифровой контент. В центре деятельности организации — темы семьи, веры и спортивные истории. Другими словами, Карри создал платформу, с помощью которой продвигает близкие ему ценности через сюжеты.
Это не локальный проект. В сентябре 2021 г. Unanimous Media заключила многолетний контракт о сотрудничестве с медиа-гигантом NBCUniversal — в коллаборации компании планируют создавать телевизионные проекты, фильмы для детей и спортивный контент. По информации Variety, эта сделка обошлась NBCUniversal в несколько сотен миллионов долларов. Сотрудничество было названо первым в истории «партнерством высококвалифицированных специалистов глобального масштаба».
При этом Карри преуспевает и в развитии личного продюсерского бренда. В 2022 г. Стеф вместе с другой легендой НБА — экс-игроком «Лос-Анджелес Лейкерс» Шакилом О'Нилом — стал исполнительным продюсером документального фильма «Королева баскетбола». Картина повествовала о погибшей в январе этого года Лусии Харрис, которая оказалась первой женщиной официально выбранной на драфте НБА и первой женщиной-афроамериканкой, включенной в зал баскетбольной славы. На церемонии вручения «Оскара» фильм Карри выиграл, а баскетболист стал лауреатом кинопремии.
Снялся в «самой честной» рекламе криптовалютной биржи и получил $10 млн в год
Карри также не отстает от трендов. Еще несколько лет назад криптовалюты стали глобальной отраслью мирового рынка, а в последние годы активно пробиваются в спортивный мир через большие контракты. С 2021 г. Карри является глобальным амбассадором криптовалютной биржи FTX. Взамен Стеф получил пакет акций компании и оклад $10 млн в год. Ранее амбассадором компании стала легенда американского футбола Том Брэди.
Сотрудничество Карри с FTX распространилось и на благотворительность — криптовалютная биржа начала спонсировать мероприятия фонда Стефа Eat.Learn.Play («Ешь.Учись.Играй»), созданного совместно с его женой Аешей в 2019 г.
Объявляя о заключении контракта с FTX, Карри отметил в своих соцсетях, что «рад сотрудничать с компанией, которая проясняет работу криптовалют и исключает фактор страха для новичков». Похожую мысль Стеф транслировал и в рекламе FTX, опубликованной в конце марта под названием «Стефен Карри не является экспертом в криптовалютах».
На протяжении 30-секундного видео Шакил О'Нил, находясь за кадром, просит Карри дать ему совет в криптовалютной среде. Стеф постоянно отказывается, а в конце ролика утверждает, что не является экспертом в этой теме, а доверяет FTX. Американский журнал Wired назвал ролик «первой честной рекламой криптовалюты с участием селебрити».