«Лыжа еще не идеальна». Сборная по биатлону пробует российский инвентарь

    Первая партия от бренда Proteam – для юниоров, осенью к тестам подключат топ-спортсменов
    Под брендом Proteam выпускают лыжи, крепления, палки и мази /Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

    Эксперименты и польза для юниоров 

    Екатеринбургская компания «ТС Спорт», которая больше 10 лет занималась продажей и производством спортивной экипировки (бренд Proteam), весной 2022 г. стала партнером биатлонной сборной России. И уже летом приступила к созданию собственной линейки лыж. При помощи экспертов, в основном технологов, понимающих строение лыжи и технические особенности материалов, из которых она состоит, за четыре месяца разработали семь тестовых пар. 

    «В октябре мы запустили тестирование, – рассказывает «Ведомости. Спорту» руководитель «ТС Спорта» и директор бренда Proteam Дмитрий Савинский. – Все это время собираем мнения от тех, кто использует лыжи. Обычно преподносят, что мы сделали все в суперскоростном режиме, но я так не считаю, все же занимались этим профессионалы, в том числе из сервис-бригады СБР». 

    Савинский рассказывает, что теперь компания создает собственный экспериментальный цех, чтобы еще детальнее изучать производственные тонкости. Он подчеркивает, что почти все материалы, из которых лыжи созданы, разрабатывают в России, в том числе благодаря этому технологический процесс заметно ускоряется. 

    Пока лыжи Proteam используют в основном биатлонисты-юниоры: им передали большую часть первой партии. По словам Савинского, ведущие спортсмены тоже новый инвентарь уже пробовали, но для финальных доработок важнее получить обратную связь от большого количества молодых спортсменов, дошлифовать детали на их примерах, чтобы передавать элитным спортсменам еще более усовершенствованный продукт. 

    Кроме того, один из ключевых показателей лыжи – ее жесткость – у моделей Proteam соответствует спортсменам весом до 80–85 кг. Не все топовые биатлонисты вписываются в эти параметры, а юниоры, как правило, вполне подходят. 

    «СБР не хочет торопиться, – дополняет Савинский. – Мы все понимаем, что лыжа еще неидеальна, поэтому вместе решили, что пока целевая аудитория – молодые спортсмены. К тому же они испытывают и наибольшую потребность. При этом сервис-группа СБР во главе с Александром Печерским уже сейчас уделяет тестам и доработкам очень много внимания». 

    Презентация российских лыж и инвентаря проходила в ОКР /ОКР

    К осени Proteam планирует отдать большой комплект лыж для тестов элитным биатлонистам. В 2023 г. проект не ставит в новом направлении коммерческих задач, но в целом планируют возвращать нынешние инвестиции – Савинский в разговоре с «Ведомости. Спортом» признается, что они значительны в масштабах компании – за счет розничных продаж, это зафиксировано в долгосрочном плане. 

    Коммерция в массах и чистая физика 

    В 2024 г. Proteam собирается добавить к профессиональной модели, представленной в конце января, еще две, чтобы на рынке был выбор: профессиональная, юниорская и массовая для любителей. 

    «Профессиональных спортсменов мало, в этом сегменте зарабатывать невозможно, – поясняет Савинский. – А вот массовый продукт, к которому мы перейдем следом, уже может приносить деньги. Это будет та же лыжа, просто из более дешевых составляющих, поэтому и стоить она будет меньше. В разы дешевле иностранных аналогов. А профессиональные команды будут показывать пример, это должно работать как промо. Собственные лыжи мы воспринимаем как важнейшую точку роста для бизнеса». 

    В компании отмечают, что российский рынок – это более миллиона проданных пар ежегодно, причем из них до 80% – именно массовые, любительские лыжи. 

    Оборудование в Proteam обновляют сами: например, вместо покупки дорогостоящих новых станков в Австрии, которые к тому же сложно привезти, силами продвинутых специалистов дорабатывают имеющиеся в России. 

    Из запекательного пресса, где вокруг конструктива добавляют пластиковый состав, лыжи выходят партиями по 10–20 шт., затем их совмещают по парам вручную, рассказывает Савинский. Далее на них наносят специальный состав, который в числе прочего и отличает профессиональные лыжи от массового производства любительских. 

    Инновации важны даже в мелк их деталях, объясняет Савинский, и приводит в пример лыжные смазки. 

    «У нас они основаны не на химических, а на физических свойствах, – говорит он «Ведомости. Спорту». – Наш специалист смог так подружить компоненты, что эффект достигается, а химический состав при этом не портит пластик, саму лыжу. Обычно смазку наносят с помощью специального утюга, вы наверняка видели эти кадры в трансляциях лыжных гонок или биатлона. Наша смазка – спрей». 

    Совместная работа и убытки от профи 

    Самое важное сейчас – работать на равных, помогая друг другу в развитии, говорит «Ведомости. Спорту» Алексей Гребцов, председатель правления Российской оутдор группы (РОГ). Он отмечает, что нынешние обстоятельства должны подтолкнуть представителей профессионального спорта к сотрудничеству с российскими производителями, чего раньше почти не происходило. 

    «Федерации настолько привыкли работать с зарубежными брендами, что не хотели даже пробовать ничего другого, – рассказывает Гребцов. – Сейчас жизнь заставила их поменять мнение. Хотя по-прежнему звучит точка зрения «купим хоть в Китае, лишь бы дешево». Мы пытались переубеждать с 2014 г., но тогда ситуация быстро нормализовалась, дальше события позволяли жить в привычном режиме, и только сейчас видны хоть какие-то сдвиги». 

    Со стороны профессионального спорта индустрии не хватает стремления совместно решать ключевые задачи и понимания, что грамотно выстроенная внутрироссийская система в итоге может стать новым источником финансирования, продолжает Гребцов. И уточняет, что ценность элитных спортсменов для массового производства в том, что они за счет своего опыта могут дать полезные комментарии, с помощью которых лыжи получится доработать. 

    Гребцов объясняет, что профессиональный спорт для производителей – синоним убытков сам по себе, он ценен только как источник полезной информации и как площадка для продвижения. А вот когда экипировщики наладят масштабное производство и бизнес-процессы в массовом сегменте, у них появятся деньги для поддержки топовых спортсменов и интерес к ним как к амбассадорам. 

    «Я несколько раз собирал федерации и говорил: поймите, ни у государства на вас особых денег не будет, ни со спонсорами отношения не построить, потому что международных соревнований нет, – говорит глава РОГ. – Но процесс идет очень тяжело. Общение часто строится через губу, в формате «вы нам должны то и это». Мы на это только переспрашиваем: «Вы уверены, что мы вам что-то должны?» Тут работу выстроить можно только на равных: производители делают свою часть, спортивный блок – свою». 

    Гребцов напоминает, что отдельные элементы экипировки в России довольно быстро научились делать на высоком уровне – таком, который сразу заинтересовал и зарубежных покупателей. Он приводит в пример ярославскую компанию Spine, которая уже заслужила внимание в том числе компаний из Китая и договорилась о поставках лыжных ботинок для спортсменов самого высокого уровня. И добавляет, что, например, один из крупнейших мировых брендов лыжного инвентаря – Fisher продолжает работать на российском рынке. 

    Уныние на рынке и запасы топ-спортсменов 

    Норвежский производитель лыж Madshus еще в сентябре готовился к поставкам в Россию, изготовил товар по заказу и был близок к отгрузке, когда головная компания K2 Sports (ее офис находится в США) запретила любое взаимодействие с российским рынком, рассказывает «Ведомости. Спорту» Николай Припусков, официальный представитель Madshus в России. Ему пришлось пользоваться остатками инвентаря с предыдущих лет. 

    «Я рассчитывал, что запасов хватит примерно до января, но сезон показал, что никакого повышенного спроса нет, – говорит Припусков. – Отчасти можно связать это с тем, что люди очень активно скупали лыжи в марте 2022 г., после сильного скачка курса. Например, «Спортмастер» тогда не изменил цены, и народ сгребал все подряд, на несколько лет вперед. У меня за четверть века в этой индустрии никогда не было таких продаж, как в тот месяц». 

    Представитель норвежского бренда предполагает, что падение спроса может быть связано и со снижением покупательной способности, и даже с массовой миграцией россиян за границу – по тому что некоторые из них продавали в том числе свой инвентарь на вторичном рынке за скромные деньги, что было выгодно по соотношению цена/качество из-за срочности. 

    По словам Припускова, на рынке традиционных поставщиков ощущаются дефицит и уныние – в том числе связанное с тем, что бренды Atomic и Salomon тоже не сделали поставок, Fisher хоть и привез новый товар, но в ограниченном объеме. 

    «Мы не понимаем перспектив, – признается он в интервью «Ведомости. Спорту». – С нас, например, еще в ноябре собрали заказы на следующий сезон вместо привычного февраля, даже в Европе теперь процессы выстроены несколько иначе. Но сам факт этого заказа совершенно не значит, что к следующей осени мы что-то получим, гарантий никто не дает. В нашем случае компания Madshus ничего не решает: она может только произвести и ждать разрешения от своих руководителей на отгрузку. Но несколько моделей лыж под брендом Madshus мы продолжаем производить в России». 

    Как будут дальше строиться спонсорские взаимоотношения с профессиональными спортсменами, пока тоже понимания нет. Припусков подчеркивает, что спонсорство всегда идет в параллель с коммерческой составляющей – а когда она отсутствует, нет возможностей для поддержки спортсменов. 

    Контракты с элитными атлетами, которые действовали в прошлом сезоне, Madshus не продлевала – российский представитель компании рассказывает, что время от времени видит тех, кто раньше сотрудничал с брендом, то в его экипировке, то в другой. При этом он предполагает, что некоторые таким образом могут и экономить высококачественный инвентарь для ключевых стартов. 

    «Запасов у топ-спортсменов как минимум на год, – резюмирует Припусков в разговоре с «Ведомости. Спортом». – Конечно, лыжи с ботинками изнашиваются, но запасы велики, получали они много». 

    При этом найти лыжи, произведенные на российских фабриках, в том числе на ведущей в Балабанове, под конкретного спортсмена непросто, потому что им не хватает стабильного качества, обращает внимание специалист. В условиях, когда производство небольшое, лыж выпускают немного, усложняется и процесс индивидуального подбора.  

    По его словам, регулярно встречаются претензии к жесткости и скользящей поверхности. Например, лыжи Madshus, произведенные в России, Припусков относит к категории любительских, не очень подходящих даже для спортивных школ. И признает, что они по качеству далеки от образцов, которые ранее поставляли из-за границы. 

    «В ближайшее время возобновление поставок от официальных представителей брендов не ожидаем, – говорит «Ведомости. Спорту» директор департамента управления товарными категориями компании «Спортмастер» Сергей Иванов. – То, что сейчас появляется на полках магазинов, лишь остатки. На рынке РФ товар по схеме параллельного импорта может появиться с осени 2023 г. И даже если этого не случится, у отечественных производителей лыжного инвентаря достаточно мощностей, чтобы закрыть основные потребности российского рынка».